Смерть в буддизме

Живя, будь мертв, будь совершенно мертв. И делай все, что хочешь - все будет хорошо. Бунан, патриарх Дзэн

Как практикующий буддист, я, наверное, мог бы написать статью «Смерть в буддизме», после прочтения которой у вас сложилось бы какое-то определенное представление о смерти в буддизме. Но на проекте о Жизни и так слишком много слов, которые просто указывают на жизнь, или в данном случае на смерть. Слова просто создают некие представления о жизни или о смерти у того, кто их читает. Но к чему все это?

В основе многих религий лежит вера, но в буддизме понятие "вера" заменяется на нечто другое - это "опыт", и потому у вас есть возможность узнать о смерти не со слов другого человека, а непосредственно на своем опыте. Для этого совсем не обязательно умирать - в буддизме есть практика, которая называется Пхова.

Раньше я очень любил гулять по кладбищам, и эти прогулки придавали жизни больший смысл: "смотри, эти люди уже умерли, никто не знает сколько ты проживешь, поэтому живи, используй свою жизнь по полной".

Но однажды я оказался на Пхове, и сначала мне показалось, что ничего особенного не произошло. Но только показалось - через несколько месяцев после Пховы я случайно оказался на кладбище, и сразу понял, что изменилось – смерти больше не было. То есть, конечно, она была, и люди по-прежнему продолжали умирать, но смерть уже не была явной противоположностью жизни, она перестала быть чем-то особенным, превратившись в некое состояние, которое просто отличается от других состояний.

Через год была вторая Пхова, и мне снова показалось, что ничего особенного не произошло. Но спустя много месяцев я почувствовал, что лишился какого-то груза, который таскал много-много лет. Этим грузом был страх смерти. Я стал исследовать свое состояние, но не смог найти того, кто может бояться смерти. Я посмотрел на свою жизнь и увидел, насколько страх смерти был определяющим, насколько он определял все другие страхи, и сколько энергии на это тратилось. Я просто стал свободен от этого. Чего и вам желаю.