Волосы Венеры и хрустальная флейта

http://sa.uploads.ru/t/H9hT7.jpg
Проходя в потоке времени и пространства, хрусталь находит все больше и больше вариантов применения. Он восхищает, завораживает, преклоняет. Его касаются царственные персоны, святые и простые смертные. Влюбленные хранят его на своей груди, символизируя этим чистоту чувств и верность своим возлюбленным. Используют уникальные качества хрусталя и вполне в практических целях.
В XVI веке появляются первые хрустальные люстры. Кристаллы хрусталя на люстрах вначале были не столь искусно огранены, да и вешались они вовсе не для красоты, а в сугубо практических целях. В то время, как вы знаете, в качестве осветительных проборов в помещениях использовались свечи. Они не могли дать достаточного освещения, даже в очень большем количестве. Кристаллы хрусталя в данном случае работали как линзы и отражатели одновременно, они делали свет ярче и рассеивали его равномерно по всему помещению. Это настолько усиливало свет, что для непривычного глаза он казался слишком ярким. Подобный эпизод произошел с Петром I во время его поездки во Францию в 1717 году. При посещении Парижской оперы он попросил погасить две люстры, поскольку свет слепил ему глаза.
Немного позднее мастера научились обрабатывать хрусталь и придавать ему красивую форму. Люстры из утилитарной, необходимой вещи превратились в украшение дома, а в руках талантливых мастеров ­ в произведение искусства. Однако освещение при помощи хрусталя было очень дорогим. Люстра из горного хрусталя в то время стоила ориентировочно 15 тысяч рублей золотом. Поэтому открытие искусственного хрусталя в XVII веке повсеместно приветствовалось и даже затмило на время горный хрусталь. Но в XVI веке до этого было еще далеко, и настоящий хрусталь был в зените славы и почета.
С повышением мастерства обработки хрусталя из него производят все больше разнообразных изделий. В это время появляются различные хрустальные сосуды, из хрусталя делают ст¸кла для зеркал, ожерелья, бусы, серьги, печатки, статуэтки, письменные приборы и даже пуговицы. Хрустальные украшения, конечно же, изготавливались и гораздо раньше, например, в Древнем Риме, но совершенство в обработке хрусталя было достигнуто только в эпоху Возрождения.
Хрусталь настолько всеми полюбился и вошел в моду, что стал практически на одну ступень с золотом и драгоценностями. Мастера Германии одними из первых стали украшать сосуды из горного хрусталя эмалью, обрамлять золотом и осыпать драгоценными камнями, тем самым показав, что хрусталь по достоинству разделяет первенство с последними. Неудивительно, что изделия из хрусталя оказываются даже в царских сокровищницах. Многие ювелиры тех времен подкладывали под ограненные кристаллы хрусталя цветную фольгу, создавая иллюзию украшений из самоцветов.
http://sa.uploads.ru/t/rZsGX.jpg
Но естественный хрусталь, без подделок, конечно же ценился гораздо выше. Природа создавала такие чудеса, которые хрустальных дел мастера и не мечтали повторить в то время, не говоря уже о том, чтобы превзойти. Например, диковинный хризотрикс или волосатик – горный хрусталь с прожилками других кристаллов: рутила, г¸тита, турмалина, актинолита. Нам больше известны другие, более популярные названия этого камня: «волосы Венеры», «стрелы Амура» или «моховик». Его так называют в зависимости от величины и структуры волокон минералов, которые заключены в хрустале. В европейских странах его считали ­ и такое мнение бытует до сих пор ­ любовным талисманом. Говорят, что он помогает своему владельцу обрести долгожданные взаимные чувства и оберегает влюбленных. О его происхождении даже сложили легенду.
Богиня любви Венера, купаясь в горном источнике, потеряла прядь своих чудесных золотых волос. Обнаружив пропажу, вернулась их забрать, но поскольку время на Олимпе течет гораздо медленнее земного (там прошло несколько мгновений, а на Земле месяцы), наступила зима, и вода замерзла вместе с волосами. Вначале Венера очень расстроилась. Но волосы в замерзшей воде выглядели так красиво, что богиня решила не забирать прядь, а чтобы никто не смог посягнуть на божественные локоны, превратила лед в прозрачный камень. И с тех пор люди находят диковинный хрусталь, хранящий волосы Венеры.
В России хризотрикс имел большой успех при Екатерине II. Поверье о его любовной силе было настолько распространено, что камень использовали не только для ювелирных изделий, но даже вставляли в пуговицы, как любовный талисман. Носили его и просто как украшение, восхищаясь чудесами природы.
«Волосы Венеры», как вы, наверное, уже догадались, благоприятен не только если его носить в виде ювелирного украшения. Находясь в юго­-восточном секторе, он помогает соединить свою судьбу с любимым человеком, а в юго­-западном поддерживает уже сложившиеся супружеские отношения.
Любопытно, что на Востоке хризотриксу придавали совсем другие свойства. Здесь его называли «философским камнем Востока» и считали самым драгоценным из всех драгоценных камней. В старину верили, что в нем находятся волосы из бороды самого Пророка.
Казалось бы, научившись делать ювелирные изделия из хрусталя, мастера достигли вершины познания его тайн и секретов огранки. Но в 1806 году знаменитый мастер Клод Лорент регистрирует свое открытие «Хрустальные

http://sa.uploads.ru/t/rtCaL.jpg
флейты» и патент на их производство. «Флейты из хрусталя – это невозможно!». Однако в этом же году он заслуживает серебряную медаль на индустриальной выставке в Париже. А в дальнейшем его знаменитые флейты получают признание многих известных мировых лидеров того времени, в том числе и Джеймса Мэдисона, четвертого президента США. Одна из таких флейт принадлежала Наполеону I. Впоследствии она была подарена им прославившемуся в те времена флейтисту Друз. Ее и сейчас можно увидеть в Художественном музее Вены.
Но, наверное, самое распространенное применение хрусталя во все времена и у всех народов ­ это применение его в магических целях…