Кал-экскременты человека и животных, используемые в апотропеической и лечебной магии. В отличие от навоза, кал не имеет семантики плодородия и обладает иным культурным статусом, включающим его исключительно в разряд нечистот. Кал является отгонным средством. В некоторых обрядах акт испражнения является способом уничтожения опасности, сводимой до уровня экскрементов, или кощунственным поруганием святыни. Прямое называние кала и испражнения в речи не допускается этикетом и заменяется эвфемизмами. Упоминание о кале в обеценной фразеологии является оскорблением, приравнивающнм человека к нечистотам, а в народной смеховой культуре служит способом "отсылания" к телесному низу.

Чаще всего кал используется как оберег человека и скота от порчи и нечистой силы. Чтобы мора (змора) или нивки не сосали у ребенка кровь из груди, ему намазывали соски его собственным калом (в.словац.) или калом свиньи (з.укр.); если человека сосет некое существо, называемое "нитка", его грудь обкладывают конским навозом (з.укр.). Чтобы предохранить корову от порчи, накануне Ивана Купала или Юрьева дня ее намазывали калом (з.укр., серб., болг.) и произносили формулу типа: "Не мажу корове манну и вымя, а мажу колдуньям зубы и глаза" (з.укр.). в Юрьев день на перевернутый кверху дном котел клали человеческие экскременты я кричали: "Если вештица захочет отобрать у меня молоко, говна ей вместо молока!" (болг.). Чтобы ласка не мучила корову, последней намазывали хребет калом (полес.); если мора мучила коня, его намазывали калом свиньи (лол.). Для предохранения от порчи высушенный кал зашивали в одежду, а скотине в тряпочке вешали на шею (з.укр., пол.). Чтобы уничтожить в доме мышей, в день св. Нестора хозяйка мазала стены дома, амбаров, подвалов и др. хозяйственных строений небольшим количеством воловьего навоза. Невестка ее спрашивала: "Что мажешь, мама? — Мажу мышам глаза" (болг.). Оберегом служили также щепки от туалета, которые клали ребенку в колыбель от сглаза (з.полес.).
Если молоко у коровы было отобрано ведьмой, использовали кал, чтобы отобранные молоко и масло смердили ведьме: для этого клали кал в посуду, в которой сбивали масло (луж.). доили корову и выливали молоко на фекалии кастрированного барана (словац.) или в уборную (з.укр., бел.) со словами: "Кто не может это в рот взять, пусть не сможет корову испортить" (з.укр.).Оберегами служили также словесные формулы, в которых упоминался кал. Для отгона ведьм от коровы говорили: "Ведьме говно в ведро, а мне сыр и каймак" (серб.). При встрече с вихрем кричат: "Я обосран и обмочен" (болг.), иногда засранцем называют дьявола, находящегося в вихре.
Акт испражнения использовали для того, чтобы отогнать или уничтожить опасность. Чтобы нечистый не мучил скотину, нужно справить нужду в каждом углу двора (з.полес.). Для отгона моры нужно набрать сорок различных фруктов и каждый день, справляя нужду, съедать по одному фрукту, произнося при этом: "Я ем (название плода), а мора пусть съест говно".

Кал наряду с др. нечистотами и грязью использовали при лечении болезней: человеческим калом мазали бородавки (тол.), чирьи (серб.), ушибы, раны, гангрену и укусы змеи (рус.). Если у ребенка гноились глаза, его купали в его собственном кале (пол.). При зубной боли прикладывали к щеке свой теплый кал (с.рус.) или кал, отлетевший из-под копыт лошади (рус.), при нарывах — собачий кал (рус.), а при заболеваниях горла прикладывали нагретые коровьи, свиные, или воробьиные испражнения. Ожоги посыпали толченым овечьим калом (рус.), свиным калом лечили рожу и золотуху (рус.), воробьиным — бородавки и чесотку (рус.). В медицине применялись формулы с упоминанием кала. Если у человека болело горло, лекарь должен был сказать: "Говно тебе в горло" (серб.), а если болел глаз, лекарь должен был трижды плюнуть в больной глаз и произнести: "Говно тебе в глаз" (серб.).
В некоторых случаях кал употреблялся ведьмами и колдунами во вредоносной магии. Чтобы отобрать плодородие с чужих полей, вештица в ночь на Ивана Купалу обходила поле, затем ложкой зачерпывала свой кал, съедала часть его и говорила "Здесь ли ты, Иван?" после чего все жито в поле ложилось колосками в сторону вештицы. Считалось, что без вкушения кала вся магия будет недействительна (болг.).

С актом испражнения связаны некоторые запреты и поверья, в частности запрещалось смотреть на испражняющегося человека, чтобы не поседеть (рус.). Запрещалось бросать кал в огонь, иначе у человека тело покроется сыпью, а также испражняться во время некоторых обрядов, требующих соблюдения сакральной чистоты, например при сеянии льна (укр. чернигов.). Запрещалось справлять нужду на дороге, т. к считалось, что это делается "на стол лешему"; предписывалось это делать повернувшись спиной на запад, а не на восток, чтоб не замарать находящегося с восточной стороны ангела-хранителя (с.рус.). Если замечали, что кто-либо испражняется в неположенном месте, то на испражнения бросали горячие угли, чтобы у нарушителя зад покрылся сыпью. В слав. языках существует ряд эвфемизмов для называния акта испражнения: "идти на двор" (в.слав.), "своя потріб" (укр.), "идти туда куда царь пешком ходит" и пр.
Согласно легенде. Бог лишил землю урожая за то, что женщина подтерла обмаравшегося ребенка хлебом (полес.). Неумение соблюдать опрятность при отправлении естественных надобностей служило знаком принадлежности к дикому, потустороннему состоянию, — узнать обменыша, ребенка богинки можно по тому, что он и в семилетнем возрасте продолжает "ходить под себя (пол.). Считалось, что ребенок, обмаравшийся во время крещения, будет бандитом (полес.). Ведьмы и колдуны не могут умереть, не съев собственный кал (болг.).
В славянской мифологии и сказках распространен мотив превращения денег и драгоценностей, принесенных нечистой силой, в кал, а кал — в деньги и золото, характеризующих противоположность "того" мира нашему.

Е. Е. Левкиевская