Предлагаю вашему вниманию информацию построенную на сравнительном анализе славянской и скандинавской языческих культурах.
Порою приходится слышать, что религия, достойная называться религией, появилась у нас только после принятия христианства. А до этого, были разве что варварские, примитивные культы, вдобавок порою связанные с человеческими жертвами. Одним словом, «мрак язычества». Тем не менее, даже сейчас, в 21 веке, существует большое количество людей, придерживающихся языческих религий, например у нас в Хакасии развит шаманизм. Вот почему я считаю, что данная тема достаточно актуальна.
Для начала введем понятие «язычества». “Язычество”, как известно,— крайне неопределенный термин, возникший в церковной среде для обозначения всего нехристианского, дохристианского. Этим термином должны были покрываться самые разнородные и разного исторического уровня религиозные проявления: и мифы античного мира, и представления первобытных племен, и дохристианские верования славян, финнов, германцев, кельтов или домусульманская религия татар. Язычество – от «языки», "языцы" (то есть "народы, племена"); это слово объединяет в себе принцип веры разных народов. Сама же вера этих народов, даже в рамках союза племён, могла быть меж собой весьма различной.
Картина мира языческих славян и скандинавов.
Давайте поговорим о картине мира древних славян и скандинавов в рамках сравнения.Как представляли себе свой мир славяне-язычники? Учёные пишут, что он казался им похожим на большое яйцо. А у родственных и соседних народов существуют даже сказания о том, как это яйцо было снесено «космической» птицей. У славян же сохранились отзвуки легенд о Великой Матери — родительнице Земли и Неба, праматери Богов и людей. Учёные полагают, что имя Великой Матери было Жива, или Живана.
Посередине славянской Вселенной, подобно желтку, расположена сама Земля. Верхняя часть «желтка» — наш живой мир, мир людей. Нижняя, «исподняя» сторона — Нижний Мир, Мир Мёртвых, Ночная Страна. Когда там день, у нас царит ночь. Вокруг Земли, подобно яичным плёнкам и скорлупе, расположены девять разных небес. Вот почему мы до сих пор говорим не только «небо», но и «небеса». Быть может, нелишне припомнить здесь тропосферу, стратосферу и иные слои, на которые делят учёные воздушный покров нашей планеты?..
Каждое из девяти небес славянской мифологии имеет своё собственное предназначение: одно — для Солнца и звёзд, другое — для Месяца, ещё одно — для туч и ветров. Седьмое по счёту наши предки считали «твердью», прозрачным дном небесного Океана. Там хранятся запасы живой воды, неиссякаемый источник дождей. Вспомним, как говорят о сильном ливне: разверзлись хляби небесные! «Хлябь», «хляби» — это водный простор, морская бездна. Мы всё ещё многое помним, только сами не знаем, откуда эта память и к чему она относится.
Славяне считали, что на любое небо можно попасть, взобравшись по Мировому Древу, которое связывает между собой Нижний Мир, Землю и все девять небес. Отзвуки этого мифа дошли до нас, например, в сказках о чудесном горохе, выросшем до самой Луны. По мысли древних славян, Мировое Древо всего больше похоже на громадный раскидистый дуб. Однако на этом дубе зреют не одни жёлуди, но также семена всех других деревьев и трав. А там, где вершина Мирового Древа поднимается над седьмым небом, в «хлябях небесных» есть остров, и на том острове живут прародители всех птиц и зверей: «старший» олень, «старший» волк и так далее.
Славяне полагали, что именно на небесный остров улетают осенью перелётные птицы. Туда же возносятся души зверей, добытых охотниками, и держат ответ перед «старшими» — рассказывают, как поступили с ними люди. Соответственно, охотник должен был благодарить зверя, позволившего взять свою шкуру и мясо, и ни в коем случае не издеваться над ним, не причинять лишних мучений. Тогда «старшие» скоро отпустят зверя назад на Землю, позволят снова родиться, чтобы не переводились рыба и дичь. Если же человек провинился — не оберётся беды...
Язычники отнюдь не считали себя «царями» природы, которым позволено грабить её как угодно. Они жили в природе и вместе с природой и полагали, что у каждого живого существа не меньше права на жизнь, чем у человека... Вот бы и нам, нынешним, подобную мудрость!
Чудесный остров на седьмом небе славяне называли «ирием», или «вирием». Некоторые учёные полагают, что от него происходит теперешнее слово «рай», так прочно связанное в нашем понятии с христианством. А ещё ирий называли островом Буяном. Этот остров известен нам по многочисленным сказкам и заговорам как своего рода «генератор жизни», обитель добра, света и красоты. Эту народную традицию продолжил и А. С. Пушкин в своей «Сказке о царе Салтане». Остров Буян в ней не случаен!
А что какое представление о Вселенной было у скандинавов?
Согласно древним скандинавским сагам, в частности Старшей и Младшей Эддах, Иггдрасиль — Мировое дерево в германо-скандинавской мифологии — исполинский ясень (или тис), в виде которого скандинавы представляли себе вселенную. Иггдрасиль покоится на трёх корнях. В Младшей Эдде Снорри Стурлусона один из корней уходит к асам в Асгард, второй — к инеистым великанам в Ётунхейм, третий — в Нифльхейм. Однако в «Речах Гримнира» Старшей Эдды говорится не о Нифльхейме, а о Хельхейме, и не о Асгарде, а о Мидгарде. Под первым из корней находится источник Урд, у которого живут три норны. Их зовут Урд (прошлое), Верданди (настоящее) и Скульд (будущее), они поддерживают вечную свежесть и молодость дерева. Под вторым корнем — источник мудрости, возле которого живёт грозный великан Мимир, самый могучий из всех великанов, он стережёт воды источника и никому не даёт из него напиться. По легендам, Один отдал свой правый глаз, чтобы испить воды из этого источника. Под третьим корнем — источник Хвергельмир («Кипящий котёл» или «Источник, который звенит»), из которого вытекают все подземные реки.
Итак, 9 миров Иггдрасиля:
1. А́сгард — в германо-скандинавской мифологии небесный город, обитель богов-асов. Один из трёх корней Древа Мира — Иггдрасиля — тянется в сторону Асгарда.
2. Ванахейм(Vanaheim) — в родина Ванов, расположенная к западу от Мидгарда и Асгарда.
3. Ётунхейм — мир инеистых великанов.
4. Льесальфахейм — родина светлых Альвов (эльфов).
5. Мидгард - «срединная земля» - мир, населённый людьми. Расположенный на плоском круге, он окружен водами мирового океана, на дне которого лежит Ёрмунганд— Мировой змей, окольцевавший землю и держащий в зубах собственный хвост .
6. Муспельхейм - страна огненных великанов, огненное царство, вход в которое, по преданию, охраняет великан Сурт («Чёрный»).
7. Ни́фльхе́йм — «обитель туманов» - земля льдов и туманов, местообитание ледяных великанов, один из первомиров.
8. Свартальфахейм (др.-исл. букв. «Дом чёрных альвов») — в германо-скандинавской мифологии родина Цвергов (гномов).
9. Хельхейм (Helheim) (буквально Владения Хель) — в германо-скандинавской мифологии один из девяти миров, мир мёртвых, в котором властвует Хель (хозяйка мертвых). Это холодное, темное и туманное место, куда попадают все умершие, кроме героев, погибших в бою.
Отсюда можно сделать вывод, что славянская и скандинавская картины миры имеют много общего. Мировое древо имеет ключевую роль в устроении вселенной славян и скандинавов, которое связывает между собой Нижний Мир, Землю (Мидгард) и все девять небес (у славян) или девять миров (у скандинавов) .