Бака

Бака - пребывание в Боге после растворения в нем, “вечная жизнь”.

Цитаты из поэмы "Китаб ал Маснави" (Книги двустиший) Джелала Ад - Дина Мохаммада Руми. Отрывки весьма любопытные неплохо отражают суть суфизма:

"....Скарб свой [= самого себя] я с дороги убрал,
все, кроме Истинного, я нéбытью /небытием/ (‘адам) счел.
Тень есмь я, управитель мой — солнце,
привратник (хаджиб) есмь я, не есмь я Ему завеса (хиджаб).
Я — как клинок, полный [= инкрустированный] жемчужин соединения,
оживляю я, не умерщвляю в сражении.
Кровь не скроет жемчуга клинка моего.
Ветер с места когда /как/ унесет [= сдвинет] облако мое?
Соломинкой не являюсь я, я — гора из кротости, терпения и правосудия.
Гору когда /как/ похитит ураган?
Тот, кто от ветра двинется с места — былинка,
потому что ветров супротивных ведь уйма:
ветер гнева, ветер страсти, ветер алчности
унесли того, кто не был приверженцем намаза.
Гора я, и бытие (хасти) мое есть основание ее;
если же стану я как соломинка, то ветер мой — напоминание Его /о Нем/..."

Утонул я в свете, хотя купол мой стал разрушен;
садом оказался я, хотя я Бу Тураб («Отец праха»).
Раз возникла некая причина в походе (за веру),
клинок счел я спрятать [в ножны] достойным,
дабы влекло его ради Аллаха стало именем моим,
дабы гневался он ради Аллаха стало желанием моим ,
дабы одаривал он ради Аллаха стало тчивостью моей,
дабы удерживал он ради Аллаха стало существованием моим.
3805 Скупость моя ради Аллаха, дар — ради Аллаха, и только.
Весь — ради Аллаха я, не принадлежу я тем людям.
А то, что ради Аллаха делаю я, подражанием (таклид) не является,
не является представлением и предположением, кроме как зрением не является.
От (самостоятельного) суждения (иджтихад) 16 и изыскания я освободился,
рукав [свой] к подолу Истинного я привязал.
Если лечу я, то вижу полет,
а если вращаюсь я, то вижу [вращения] ось.
А если потащу я груз, то знаю докуда;
луна есмь я, а солнце предо мною предводитель.
Более этого людям говорить не смею я:
океану не поместиться в ручье.

Нет, ошибочно сказал я, ибо наместника и Замещаемого
если вдвоем представишь ты, то отвратительно выйдет, а не хорошо.
Нет, двое их будет, покуда ты — формы поклонник,
а перед тем одним они стали, кто от формы спасся /избавился/.
В сущностях (духовных) части и чисел нет,
в сущностях (духовных) расчленения и обособленностей нет.
Объединение Друга с друзьями отрадно,
ногу сущности хватай, форма упряма.
Форму упрямую расплавь трудом /страданием/,
чтобы увидеть под ней единство как сокровище.
А если ты не расплавишь, то благосклонности Его
сами расплавят [ее], эй, сердце мое есть раб Его.
Разостланы мы были и одной субстанцией /сущностью/ все,
без головы и без ног были мы в том начале все.
Одной жемчужиной /одной природы/ были мы, что солнце,
без узлов были мы и чисты, что вода.
Когда в форме явился тот Вышний свет,
то появились числа, как тени от зубца (башни).
Зубец развалите от башни,
чтобы ушло различие изнутри /среди/ такой толпы.

"....Я не выйду из этого уединения наружу,
так как занят я состояниями внутренними...
...Эй, муриды, от меня известно пусть будет [вам],
что мне ‘Иса [= Иисус] такое послание дал:
От всех друзей и своих /родственников/ будь отделен!
Лицом к стене обратись, в одиночестве сядь
и из существования своего тоже уединение предпочти.
После этого разрешения для речи [мне] нет,
после этого до разговоров дела мне нет....
Прощайте, эй, приятели, я уже мертв,
пожитки на Четвертый небосвод я уже вознес,
чтобы под Огненной сферой как дрова
мне не сгореть в напряжении и в гнилости....
...Затем на сорок дней еще он дверь затворил,
себя убил и от существования своего освободился.

Иди, за (духовную) сущность старайся, эй, формы поклонник,
так как (духовная) сущность на теле формы является крылом.
Собеседником обладателям (духовной) сущности будь, чтобы
и дар обрести, и быть юношей /щедрым/.
Душа без (духовной) сущности в этом теле, без [какого-либо] противоречия,
похожа на клинок деревянный в ножнах:
покуда в ножнах он пребывает, то цену имеет,
когда же наружу он выйдет, то для растопки /горения/ орудие.
Клинок деревянный [с собой] не бери в сражение,
взгляни сначала, чтобы не обернулось дело рыданием.
Если он деревянный, то иди другой ищи,
если он — алмаз [= острый], вперед ступай с возбуждением.
Клинок находится в оружейной мастерской аулийа’,
увидеть их — для вас алхимия /эликсир/.
Все знающие говорили то же, такой же
является знающей (Божественная) милость для миров