Образ Безумие
Теодор Жерико
Портрет сумасшедшей, 1822
Генрих Иоганн Фюсли
Безумная Кейт, 1807
Безумие может рассматриваться как образ исчезновения и хаоса (бывшая прежде личность исчезает, психический облик утрачивает обусловленную рациональной деятельностью упорядоченность). Соответственно, оно может выступать и знаком рождения новой личности (у алтайских народов шаманом становятся после особой инициации, сопровождающейся переживанием безумия).
В этом контексте безумие тесно связано с лунарной символикой (ср. название одной из форм психической патологии — лунатизм). Оно соотносится с пророческим и шаманским экстазом и выступает как сакральное состояние, вызванное вселяющим ужас присутствием Бога и осознанием тяжести взятой на себя миссии его вестника.
Так, например, в романе «Гаргантюа и Пантагрюэль» Рабле пишет: «Для того, чтобы божественный разум признал человека мудрым... и готовым к восприятию благодати откровения, должно позабыть о себе, должно выйти из себя, освободить свои чувства от всех земных привязанностей, очистить свой разум от всех мирских треволнений и ни о чем не заботиться, что для людей невежественных является признаком безумия».