Знак Рана
Эрвин Олаф
Рана Лукреции
Рана — знак инициации; она отмечает преодоление границ наличного бытия, фиксируемых человеческим телом. Тесно связана с образами крови и метки. В скандинавской традиции существовал обычай, согласно которому мужу, умирающему на мирном ложе, следовало нанести царапину копьем, чтобы с окровавленной душой он мог попасть в рай для воинов; рана воспринималась как «печать Одина», дающая право на вход в Вальхаллу. В контексте восприятия крови как универсального знака оплаты богам за произвольность людских деяний, рана становится условием обретения человеком свободы, выхода из изначальной телесной целостности индивида. Процедура ритуально-целительного ранения (кровопускания, «отворения крови») передает представление об очищении и искуплении кровью.
Параллелизм микрокосма и макрокосма обусловливает уподобление ранения тела кровавой «ране» земли от первой борозды; подобно тому как без второй невозможно физическое существование человека в мире, без первого невозможно его социокультурное бытие.
Рана — это свидетельство окультуривания (ср. «cultura» на латыни возделывание (земли), это результат действования наперекор естественности, формирующего человека как существо надприродное. Рана, в рамках общей символики инициации, становится знаком состоявшегося телесного контакта с иной, абсолютной реальностью; откровение — это священное слово, которое «ранит», это излияние крови в ходе встречи с иным. В мусульманской легенде знаком и символом откровения становится рана на груди Мухаммеда — она появилась, когда архангел Гавриил отверз грудь пророка и омыл его сердце. Также рана может быть рассмотрена как женский символ.