Образ Сивилла
Сивиллами в Древней Греции назывались странствующие пророчицы, которые, подобно гомеровским гадателям, предлагали всякому желающему угадывать будущее и предсказывать судьбу. Как и бакиды, сивилла ждала, пока на нее находило исступление, и в истерии, с искаженными чертами лица, пеной у рта и конвульсивными трепетаниями тела, изрекала предсказания, как бы «стараясь вытеснить из груди великого бога».
Прекрасное изображение пророчества сивиллы у Вергилия в VI книге «Энеиды» дало Буше-Леклерку повод приписать сивиллам троянское происхождение и признать их прообразом Кассандры из трагедии Эсхила «Агамемнон». Больше всего сведений сохранилось о сивилле из Кум, которая, по преданию, жила около тысячи лет и была современницей Тарквиния Гордого С именем последнего предание связывает так называемые «Сивиллины книги».
По свидетельству Гераклита Понтийского, этот сборник был составлен в первой половине VI века до нашей эры, когда деятельность оракулов отличалась особой интенсивностью. Тогда вследствие нашествия лидийцев, а затем иранцев, персов, мидян и других народов, греки Малой Азии стали переселяться в Сицилию и Южную Италию.
Догадка о том, что сивиллины изречения происходят из Троады (Трои — Илиона и окрестностей), подтверждается и тем, что после пожара Капитолийского храма в 83 году до нашей эры отправленные римским сенатом послы собрали новый сборник сивиллиных предсказаний преимущественно в Эретрии, Илионе (Трое) и на острове Самос. С какой целью был составлен древнейший сборник этих изречений, сказать трудно. Как литературный персонаж сивилла появляется в средневековой литературе и иконографии, символизируя интуитивное постижение высшей истины и будущего.