Символ Фаллос
Храм фаллоса
Танджор, XI век
Символ плодовитости; связывается с рождением, производительной силой, жизнью, урожаем; считается, что фаллические изображения воздействуют на рождение новой жизни. В образе фаллоса подчеркиваются не только эротические коннотации, но и связь с процессами плодородия, растительными силами природы. Божества плодородия, производительного начала природы отличались выраженными фаллическими характеристиками.
В Древней Греции празднование дионисии, посвященных божеству плодоносящих сил Дионису, включало шествие, несущее изображение фаллоса; в это время исполнялись так называемые фаллические песни, от которых, как считается, произошел жанр комедии.
В середине лета восточные славяне проводили обряд похорон Ярилы, который изображался с огромным фаллосом; этот обряд знаменовал переход рождающей силы зерна-семени в новые колосья. С фаллосом соотносятся различные объекты: майское дерево, ритуальные столбы, другие символы мировой оси.
Фаллос выступает в качестве космического образа, что наиболее ярко проявляется в индуистской традиции, где фаллос, или линга, становится символом одного из двух начал бытия. В целом фаллос может истолковываться как символ непрерывности жизни. У Аристофана в «Ахарнянах» бог фалла (фаллоса) — Фалес противостоит богу войны Аресу, любовные утехи — сражению, жизнь — смерти.
Один из главных богов индийского пантеона Шива часто изображается в виде линги (лингама), фаллоса в состоянии эрекции. В храмах, посвященных Шиве, лингам традиционно вставляется в йони — женский половой орган. Эти символы культа фаллоса видны повсюду в индусских храмах, в их окрестностях и даже на лесных дорогах. Каждый день поклонники бога Шивы приносят ему жертвы в виде цветов, ладана, фруктов и складывают свои дары к его каменному изваянию или металлическим эмблемам с изображением фаллоса и йони. Широко известным индусским храмом является храм XI века в Танджоре, в котором есть специальный зал, известный под названием «Зала тысячи фаллосов».