Об общем руководстве и очищении души
Прежде всего, знай, о, Практик нашего Древнего Ордена, что истинное Равновесие есть основание Души. Если нет у тебя надежного основания, на что ты обопрешься, дабы повелевать силами Природы?
Знай далее, что Человек, рождаясь в мире сем, попадает во тьму природную и в гущу враждующих стихий, а потому первейшим его устремлением должны стать поиски Света через примирение этих сил. Ты, познавший испытания и муки этой жизни, радуйся им, ибо в них сила и путь к Божественному Свету.
Да и как же могло быть иначе, о человек, чья жизнь — лишь краткий день в неизмеримой Вечности, лишь капля в Океане Времени? Как бы очистил ты душу свою от скверны земной, когда б не великое множество испытаний?
Разве только твоя дорога к жизни горней полна опасностей и невзгод? Разве не так же было со всеми Иерофантами и Мудрецами прошлого? Они терпели гонения; их осыпали бранью и подвергали мучениям; но через это лишь возрастала их слава. А посему, о Посвященный, радуйся: чем тяжелее испытание твое, тем прекраснее твое торжество. Когда люди будут поносить тебя, и гнать, и злословить на тебя, вспомни, что сказал Учитель: «Блажен ты»2. И все же, о, Практик, да не ввергнут твои победы тебя в тенета тщеславия, ибо, умножая знания, должен ты умножать мудрость. Знающий мало думает, что знает много; но знающий много познал свое невежество. Где ты видел Человека, мудрого в тщеславии своем? Поистине, от глупца больше пользы, чем от спесивца.
Не торопись осуждать грех ближнего своего3. Откуда тебе знать, что на его месте ты устоял бы перед искушением? И даже если бы устоял, какое право имеешь ты презирать того, кто слабее тебя? Знай доподлинно, что в клевете и самодовольстве — грех великий. А посему прощай грешника, но не поощряй самого греха. Так Учитель не осуждал блудницу, но и не потворствовал ее греху.
Итак, о, желающий обрести дары магии, укрепи свою душу на основании неколебимом, ибо Враг будет пытаться овладеть тобою, потакая слабости твоей. Будь смиренен пред Господом, но не страшись ни человека, ни духа. Ибо страх есть поражение и предвестник гибели; отвага же — корень добродетели. А посему не страшись Духов, но будь с ними тверд и учтив, ибо нет у тебя права презирать и поносить их. Повелевай злыми духами и изгоняй их. Если понадобится, проклинай их Великими Именами Бога; но не насмехайся над ними и не брани их, ибо сие введет тебя во грех.
Человек таков, каким он сотворит себя в пределах, предопределенных ему судьбою при рождении; он — частица человечества. Поступки его влияют благотворно или дурно не только на него самого, но и на всех, с кем он соприкасается.
Не боготвори свое физическое тело, но и не пренебрегай им. Оно дает тебе временную связь с внешним, материальным миром. А потому не допускай, чтобы события материального мира нарушали твое внутреннее равновесие. Сдерживай животные страсти и взращивай устремление к высшему; чувства очищаются страданием.
Твори добро ближнему ради Господа твоего, а не ради награды или благодарности и не из сострадания4. Если ты воистину щедр, то не задержишься из желания потешить слух свой словами благодарности. Помни, что неуравновешенная сила — зло, что неуравновешенная суровость — не что иное как жестокость и насилие, но и неуравновешенное Милосердие — всего лишь слабость, которая влечет за собой потакание злу.
Искренняя молитва столь же действенна, сколь Слово Божие; в ней явлена Воля. И никакие боги не сделают для человека того, может сотворить он сам, положившись на свои Высшие Способности, если разовьет в себе Волю и Мудрость. Помни, что Земля — лишь пылинка во Вселенной, и сам ты на ней — всего лишь пылинка. И еще помни: даже сделавшись Богом на этой самой Земле, где сейчас ты ползаешь и пресмыкаешься в грязи, ты все равно останешься лишь одной из бессчетного множества пылинок. Но все же, невзирая на это, должен ты чтить себя высоко, а посему не греши против себя. Непростителен один грех — сознательно и своевольно отрицать духовную истину5; однако и всякий другой грех, как и любой поступок, не проходит без последствий.
Дабы обрести магическую Силу, учись владеть мыслью. Принимай только истины, которые гармонируют с желаемой целью, и отвергай случайные идеи, что ей противоречат. Постоянство мысли — вот верное средство добиться цели; а посему не забывай о силе безмолвного созерцания и размышления. Материальное действие — это всего лишь внешнее выражение мысли, ибо сказано: «Помысл глупости — грех»6. Таким образом, мысль есть начало действия, и если даже случайное помышление может повлечь за собой значительные последствия, то сколь же более действенным окажется постоянство мысли? А посему, как уже было сказано, твердо укрепись в Равновесии Сил, в центре креста стихий — того Креста, сердцевина коего порождена была Творящим Словом на заре всего сущего.
На Ступени Теоретика тебе было сказано: «Будь же проворен и деятелен, как Сильфы, но остерегайся легкомыслия и непостоянства. Будь энергичен и силен, как Саламандры, но остерегайся раздражительности и жестокости. Будь гибок и внимателен, как Ундины, но остерегайся праздности и переменчивости. Будь трудолюбив и терпелив, как Гномы, но избегай грубости и скаредности. Так постепенно разовьешь ты силы своей души и станешь достойным повелевать духами стихий».
Ибо если ты призовешь Гномов, чтобы потворствовать алчности своей, то не ты будешь повелевать ими, а они тобою. Совершишь ли ты насилие над чистыми творениями Божьими, чтобы наполнить свои сундуки и утолить жажду Золота? Осквернишь ли ты Духов могучего Огня, заставив их служить твоему гневу и ненависти? Надругаешься ли ты над Духами Воды, понуждая их потворствовать твоей похоти и разврату? Станешь ли ты неволить Духов вечерней прохлады, чтобы поставить их на службу своим прихотям и капризам?
Знай, что с такими желаниями ты не привлечешь ничего, кроме зла, и это зло возобладает над тобою. В истинной религии нет места сектантству. Так что будь осторожен: не поноси того имени, под которым ближний твой знает своего Бога, ибо браня Юпитера, ты будешь богохульствовать на Йод-Хе-Вав-Хе, а понося Осириса, осквернишь имя Иешуа7.
«Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам»8.
Примечания:
1. Эта часть лекции во многом основана на толковании Нагорной проповеди Христа в духе учения Золотой Зари; см. Мф., главы 5—7.
2. Ср. Мф. 5:11: «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня».
3. Ср. Мф. 7:1—5: «Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, [таким] будете судимы; и какою мерою мерите, [такою] и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или как скажешь брату твоему: “дай, я выну сучок из глаза твоего”, а вот, в твоем глазе бревно? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, [как] вынуть сучок из глаза брата твоего».
4. Ср. Мф. 6:1—4: «Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного. Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою. У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно».
5. Ср. Мф. 12:32: «…если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем».
6. Книга Притчей Соломона 24:9.
7. То есть - Господа нашего Иисуса Христа.
8. Мф. 7:7.