Йога растений. Руководство Аюрведы по траволечению 4
КОРРЕКЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КОНСТИТУЦИИ (ДОШИ)
С позиций Аюрведы больныхследует лечить в соответствии с их
конституцией. Соответствующее лечение, таким образом, не
симптоматическое, а затрагивает саму физиологическую и
психологическую сущность пациента. Целью Аюрведы является не
излечение какой-либо конкретной болезни, а восстановление
естественной гармонии каждого пациента. В результате
затрагиваются глубинные механизмы всех болезней, которые
проявляются у того или другого лица. При лечении же
"болезней" вркчеватель действует лишь общим образом или
поверхностно.
Знание конституции служит улючом для холистического или
интегрального лечения, что является истинной основой любой
профилактической медицины. При дифференцировании болезней в
соответствии с конституцией мы можем понять, почему
различные травы лечат одну и ту же болезнь, или же почему
некоторые травы действуют на много болезней.
В Аюрведе мы воздействуем на индивидуальную конституцию,
ориентируясь на превалирующую дошу. Вообще говоря, мы
воздействуем на дошу с помощью трав или терапевтических
воздействий, природа которых противоположна характеру
соответствующей доши. Согревающие и подсушивающие виды
лечения применяются в случаях конституции капха, которая
тяготеет к охлажденности и влажности. Нагревание и
увлажнение используется в случае ваты, для которой
характерна тенденция к охлаждению и сухости; охлаждение и
подсушивающее лечение используются для конституции питта,
качество которой -- избыточная теплота и влажность.
Однако в некоторых случаях травы, которые акцентуируют
соответствующую дошу, могут способствовать лечению ее.
Некоторые травы, которые усугубляют капху как, например,
лакрица, путем разжижения избыточной или накопившейся капхи
посредствоми увлажняющего действия соответствующей травы,
облегчают ее выведение из организма. Поэтому то
обстоятельство, что та или другая трава может усилить данную
конкретную дошу, вовсе не означает, что такая трава ни в
коеми случае не может использоваться при лечении
соответствующей доши. Такая трава может быть полезной в
условиях кратковременного ее применения, или же в случае
уравновешивания ее другими травами, более антагонистического
в отношении соответствующей доши характера. Гербальные курсы
лечения и составы следует рассматривать интегрально в
соответствии с общей стратегией и конечным ее результатом.
Индивидуальная конституция и заболевания
Индивидуальная конституция обычно определяет тот профиль
болезней, к которым предрасположен соответствующий человек.
Например, лица с конституцией капха склонны страдать
болезнями данного стереотипа, как например, простудные и
застойно-гиперемические заболевания. Однако, эти люди могут
также страдать от заболеваний иной природы, нежели их
конституция, как например, характерной для капха-типа людей
простудой может заболеть и индивид с конституцией питта.
Поэтому мы должны учитывать не только природу
соответствующего пациента, но также и болезни, его
поразившей, и воздействовать на то и другое.
На санскрите индивидуальная конституция напзывается
пракрути, что означает "природа". Патологическое состояние
(болезнь) называется викрути, что означает "отклонение от
природы". При выяснении конституции того или иного лица мы в
большей степени ориентируемся на врожденные показатели,
такие, как физическая конституция, или же долгосрочные,
проходящие через всю жизнь наклонности и пищевые
предпочтения. С другой стороны, выяснение характера
заболеваний в большей степени определяется симптомами,
которые могут носить временный характер.
В случае, когда наша травотерапия имеет целью воздействовать
на острые, временные или поверхностные патологические
состояния, то определение индивидуальной конституции не
имеет особой важности. В этом случае мы можем просто и
непосредственно воздействовать на само болезненное
состояние. Однако в случае более глубоко укоренившихся и
хронических заболеваний, то есть в условиях длительного
лечения для полного и эффективного лечения важным является
знание конституции больного.
Патологические состояния, имеющие природу, отличную от
таковой соответствующего индивидуума, относительно легко
подвергаются лечению. В то же время заболевания той же
природы трудны для лечения, поскольку природа индивидуума
усиливает природу самой болезни.
В этом случае мы можем более просто и непосредственно лечить
само заболевание. Однако в условиях более глубоко сидящих и
более хронических болезней, когда речь идет о длительном
лечении, знание конституции важно для того, чттбы добиться
полного и эффективного излечения.
Заболевания, природа которых отличная от природы индивида,
сравнительно легко поддаются лечению. Заболевания же,
совпадающие с природой пациента, трудны для лечения,
поскольку природа соответствующего лица усугубляет природу
болезни.
ЛЕЧЕНИЕ КАПХА
Капха, для которой характерно превалирование воды,
характеризуется такими качествами, как наклонность к
охлаждению, повышенная влажность, замедленность и тяжесть.
Поэтому лечение проводится посредством согревания,
подсушивани, облегчающего действия и стимулирующей терапии.
По вкусу средства, применяющиеся при лечении капха,
характеризуются остротой, горечью и вяжущим эффектом; все
они производят подсушивание и дают облегчающий эффект,
являются катаболическими средствами. Острый вкус, который
также оказывает согревающее действие, прямопротивоположен
самой природе капха и, поэтому именно ему отдается
предпочтение как избирательному средству при лечении
состояний типа капха.
Те виды терапии, к которым прибегают для лечения состояний
капха, являются редуцирующимии видами лечения. Обычно они
назначаются в сочетании с голоданием или же легким рационом.
Их действие должно снизить вес, так сказать, долю элемента
земли в организме, и удалить воду.
Вода может быть удалена из организма различным образом.
Наиболее прямым путем является путь через почки, путем
мочеотделения в диурезе. Отсюда диуретический метод лечения,
а именно усиление функций почек является главным подходом
при проведении лечения состояний капха. Такой подход
позволяет бороться с отеками, с застоем воды в организме и
способствует удалению из организма жиров, которые также
обычно характеризуют избыток воды. Травы с диуретическим
действием, однако, не затрагивают саму сущность патологии,
характерной для капха. Наиболее характерный для капха эффект
-- накопление воды в легких и желудке, а диуретические
средства, действующие на почки, могут на эти органы и не
подействовать.
Вода может удаляться также посредством испарения кожей,
через пот. Диафоретические травы способствуют потоотделению
и, таким образом, удаляют избыток капха через кожу. Таким
образом, потоотделение является другим важным методом
анти-капхатерапии. Этот подход эффективен при лечении
обычных простуд и гриппозных состояний, которые обычно
относятся к состояниям капха; этот метод эффективен также
для удаления воды с поверхности, воды, находящейся под
кожей, с лица и верхней чсти тела. Данный подход полезен
также при начальных стадиях лихорадочных состояний, при
астме, бронхите, застое лимфы.
Вода содержится также в организме в виде флегмы или слизи --
именно в такой форме капха обычно и представлена в
организме. Они могут накапливаться в легких и кишечнике и
затем распространяться в другие части желудочно-кишечного
тракта. Вода может также проникать под кожу, создавая
различные опухоли, обычно -- доброкачественные. Флегма может
локализоваться в любой части тела и блокировать каналы
циркуляции, сроты, вызывая различные болезни, как, например,
поражение сердца за счет высокого содержания холестерина.
Чтобы удалить капху, присутствующую в форме флегмы или
слизи, используются отхаркивающие, илди же удаляющие слизь
травы.
Согласно принципам Аюрведы, наиболее эффективным путем
снизить капху, является применение эметических (рвотных)
средств. Капха первично находится в легких и в желудке и из
этих органов может быть наилучшим образом удалена путем
лечебной рвоты. Этот метод является развитием
диафоретического метода лечения и лечения посредством
отхаркивания. Капха, энергия, которой снижается, изгоняется
посредством направленного вверх и рассеивающего действия.
Однако, для того, чтобы лечебная рвота была эффективной, она
должна вызываться с помощью правильных лечебных средств и
состояний. Это лечение должно проводиться лишь теми, кто
располагает специальными знаниями в этой облсти и
соответствующим образом обучен. Рвота, которая вызвана
несвоевременно,Ю или у больного с неподходящей для этого
конституцией, может существенно ухудшить состояние и
неблагоприятным образом подействовать на нервную систему.
Капха является холодной и тяжелой, то есть, имеет атрибуты,
противоположные таковым агни и, таким образом, она снижает
или подавляет "пищеврительный огонь". Именно это --
недостаточность "пищеварительного огня" (огненного элемента)
приврдит к возрастанию содержания воды (капхи), что и
вызывает различные заболевания.
С этой точки зрения травы, которые способствуют пищеварению,
стимулирующие и карминативные травы являются другим важным
средством в терапии анти-капха. По существу, они являются
горячими, острыми травами, которые усиливают агни,
стимулируют метаболизм, циркуляцию и стимулируют активность,
которая снимает свойственную капхе инертность. Именно
поэтому пряности оказывают полезное действие в случае
конституции капха.
Горькие травы, особенно те, которые относятся к так
называемым горьким тонизирующим средствам, являются особенно
сильными средствами по снижению содерания жиров в организме
и поэтому также оказывают сильный эффект по снижению капхи.
Горькие травы состоят, главным образом, из элемента
"воздух", поэтому они приводят к снижению веса, к снижению
содержания элемента "земля" в организме, который также
относится к капхе. Горькие травы уменьшаюит тягу к сладкому
и стимулируют функции селезенки -- поджелудочной железы.
Травы, оказывающие слабительное и лаксативное действие,
травы, стимулирующие экакуацию кишечника, аналогичным
образом способствуют снижению уровня элемента земли в
организме и, таким образом, снижают капху (хотя их следует
применять только в том случае, когда состояние пациента
оправдывает это).
Вяжущие травы, благодаря свойственному им подсушивающему, а
зачастую и диуретическому эффекту, наряду с отхаркивающим
действием, также представляют ценность по снижению капхи.
Многие из этих видов траволечения оказываются связанными
между собой: многие горячие острые травы, такие, как имбирь,
корица и гвоздика обладают не только стимулирующим и
карминативным действием, но также производят диафоретический
и отхаркивающий эффект. Большинство горячих стимулянтов
обладают отхаркивающим действием, а некотопрые оказывают и
диафоретический эффект. Большинство диафйоретических средств
оказываются также отхаркивающими. Здесь работает тот же
принцип -- усилить огонь, снизить уровень вощды.
Травотерапия является наиболее эффективным видом лечения по
снижению капхи. Это определяется тем, что превалирующими
вкусами трав являются горький, вяжущий и острый -- три вкуса
для снижения капхи. Лишь немногие травы повышают капху. Даже
сладкие, тонизирующие и мягчительные травы могут быть
полезны ввиду их разжижающего капху действия, что
способствует выделению, удалению ее из организма. Травы
являются хорошей основой для облегчающей, редуцирующей и
детоксифицирующей терапии, применяемой для лечения капхи.
ЛЕЧЕНИЕ ПИТТЫ
Питта, которая состоит, главным образом, из элемента огонь,
первично являеится горячей по своим качествам. Поэтому ее
лечат, прибегая к охлаждающей или жаро-рассеивающей терапии.
Питта является также влажной, легкой и мобильной, так что на
нее может оказывать положительный эффект лечение и
подсушивающим питательным и успокоительным действием.
Однако при лечении питты, лечение всегда должно начинаться с
использованием охлаждающей терапии.
Вкус средств по лечению питты -- сладкий, вяжущий и горький,
по своей природе относятся к охлаждающим средствам. Горький
вкус, являясь наиболее холодным и наиболее подсушивающим из
всех, оказывается наиболее сильным средстврм по снижению
питты.
Лечение пимтты непосредственно связано с лечение
крови(ратты), тканевого элемента в организме, который связан
с питтой. При проведении терапии, направленной на
рассеивание жара, кровь обычно охлаждается параллельно с
питтой. Большинство проблем жара крови, ее токсичности и
кровоточивости связано с питтой. Большинство патологических
состояний, при которых имеет место жар тела, лихорадка,
воспаление, инфекция или кислота ( закисленность) также
обычно связаны с питтой. В случае нарушений питты симптомы
оказываются идентичными сказанному выше. Однако питта или
агни могут быть застопоренными или смещенными под действием
ваты или капхи. Это приводит к симптомам жира, таким, как
лихорадка, однако эти симптомы не следует лечить путем
умеряющего действия на дошу, первично вызывающую патологию.
Не следует упрощенным образом лечить все виды жара как
питту.
Жар может удаляться, распыляться из организма различным
образом. Следует определить природу, глубину,
местонахождение и локализацию проявления питты для того,
чтобы определить надлежащее лечение.
Поверхностный жар, как, например, при лихорадке,
обусловленный простудой или временным (необязательно
хроническим или глубоко укоренившимся) воспалением кожи,
обычно лечится с использованием диафоретических трав.
Согревающие диафоретики усиливают жар и вызывают
потоотделение, тем самым усиливая питту. Однако имеется
такжегруппа охлаждающих диафоретиков, которые рассеивают жар
и устраняют питту через потоотделение. Эти средства показаны
в случае обусловленного питтой проверхностного жара, при
обусловленных питтой простуде и т.д.
Жар в крови, который наблюдается при многих воспалительных и
инфекционных заболевниях, язвах, нарывах, инфекциях и т.д.
хорошо лечится с помощью укрепляющих трав. К ним относятся
обычно горькие или вяжущие травы, анти-питта, зачастую
обладающие антибактериальными свойствами и способствующие
выздоровлению. В тех случаях, когда жар крови приводит к
кровотечениям, что нередко встречается, то можно
использовать вяжущие или гемостатические травы, травы, вкус
и энергия которых ослабляют питту.
В случае особо сильного жара, сильной лихорадки или весьма
сильно выраженных состояний питта, используются горькие,
удаляющие жар и рассеивающие нагрев травы. В гербализме
Запада их называют горькими, тонизирующими средствами. Они
являются наиболее сильными видами трав для охлаждения питты,
седативного действия и детоксикации печени, а также для
снижения глубоко локализованного жара -- лихорадки в глубине
тела. Аюрведа называет эти травы фебрифугными или
антипиретическимитравами и рекомендует использование
горького вкуса для снижения лихорадки. По своему действию
они сходны с укрепляющими, однако они являются более
сильными и достигают более глубоко расположенных тканей,
нежели кровь и лимфа.
Слабительные средства, то есть травы, стимулирующие
экскрекцию, энергия которых оказывает охлаждающий эффект,
является другим сильным терапевтическим средством
анти-питта. При выраженном жаровом компоненте питты, или же
когда имеет место сильная лихорадка, соответствующий жар
накапливается в желудочно-кишечном тракте и обезвоживает
каловые массы, приводя к запору. При такой ситуации очистка
кишечника может непосредственным образом ослабить питту;
именно при такой картине обычно используются наиболее
сильные слабительные. С другой стороны, когда сильно
представлен жидкий элемент питты, -- а такая ситуация
встречается более часто -- то наблюдается понос, или жидкий
стул, имеющий "жаровую" природу. В этом случае также можно
использовать охлаждающие слабительные средства, поскольку
причиной расстройств вновь оказывается жар.
С позиций Аюрведы лечение посредством слабительных (вирехана
карма) является наиболее эффективным методом удаления
избытка питты из организма, поскольку при этом питта
изгоняется из места ее накопления в тонком пишечнике. Такой
путь представляется естественным для удаления питты, однако
в этом случае также может требоваться контроль, поскольку
данный метод относится к сильнодействующим методам лечения.
Обычно жар изгоняется из организма в направлении вниз. Жар
имеет тенденцию подниматься и расширяться и, соответственно
этому, его элиминирование осуществляется путем понижающего и
ограничивающего действия. По этой причине не только
слабительный эффект, но также и диуретический могут быть
полезными в ослаблении питты. Мочеиспускание приводит к
удалению из организма не только воды, но также жара и
закисленности, что также оказывает сильное анти-питта
действие.
Частыми проявлениями питты является избыточная потливость,
поносы, кровотечения, воспаленное или изъявленное состояние
кожи или мембран организма. Для того, чтобы прекратить Эти
избыточные отделения, а также стимулировать процессы
заживления изъявлений, для лечения соответствующих
состояний, возникающих за счет питты, прибегают к травам,
оказывающим вяжущее действие.
Когда питта в связи с избытком жидкого элемента подавляет
пищеварительный огонь, приводя к несварению и накоплению
токсинов, то в этом случае возможно использование некоторых
острых трав, например, имбиря из-за их стимулирующего
действия на пищеварение. Однако их следует применять
осторожно, умеренным образом, или же в сочетании с другими
уравновешивающими травами. Горькие тонизирующие средства
также способствуюит усилению агни, благодаря оказываемому им
подсушивающему действию; кроме того, они не усиливают питты.
ЛЕЧЕНИЕ ВАТЫ
Вата, которая представлена, главным образом, элементом
"воздух", по существу, по своей основной характеристике
холодна, суха, легкая и мобильная. Поэтому лечение такой
конституции направлено на согревание, увлажнение и
увеличение веса. Соответствующая терапия должна также
умерять гиперактивность. Вкусовые характеристики, которые
снижают вату -- это сладкий, кислый и соленый вкусы; все они
являются увлажняющими или питательными в своем действии.
В то же время многие острые травы могут снижать вату. По
сути дела, большинство острых трав могут использоваться в
этом плане, включая некоторые из наиболее сильных анти-вата
трав. В то же время при использовании соответствуюшщего
средства в избытке происходит лишь усиление ваты.
В этом плане следует различать два обших и отличающихся один
от другого типов нарушений ваты. Их можно определить как
"обусловленные ватой дефициты" ("вата-дефициты") и
"вата-закупорка". "Обусловленный ватой дефицит" (дхату кшея)
характеризует обеднение тканей, обусловленное иссушающим
и"облегчающим" действием. Большинство случаев истощения,
дегидратации и дефицита витальных жидкостей представлены
именно этим типом вата-патологии. "Вта-закупорка" относится
к тем видам патологии ваты, которые вызываются блокированием
каналов (маргавародха) за счет скоплений ваты, которые могут
кумулировать также аму, капху и питту. Сюда относятся такие
болезни как артриты и ревматизм, равно как нарушение органов
пищеварения, проявляющиеся во вздутии живота, повышенном
выделении газа и запорах. Такое накопление ваты может
привести к ожирению или состоянию, которое называется
"анаболистическая вата".
Обусловленные ватой дефициты лечат средствами тонизирующей
терапии, то есть, главным образом, сладкими и питательными
травами и соответствующими видами пищи. В случае
вата-закупорки следует устранить соответствующую закупорку,
что не мтжет быть достигнуто тонизирующей терапией.
Тонизирующая терапия в этом случае будет только усугублять
закупорку и усиливать застой ваты, усиливая тем самым
болевые ощущения и дискомфорт. Поэтому мы используем в этом
случае острые (едкие) травы для устранения закупорки и
снижения ваты.
Острый (едкий) вкус оказывает на вату стимулирующее действие
и, таким образом, может помочь привести вату в движение и
устранить ее скопление. В своем краткосрочном действии это
снижает вату, однако в плане долгосрочных последствий после
того как блокада движения ваты устранена, это приводит к
увеличению ваты.
Острый, едкий вкус является наиболее горячим вкусом. К нему
прибегают для того, чтобы рассеять холодную компоненту ваты.
Он усугубляет вату только в плане сухости. Поэтому, если нам
следует в первую очередь воздействовать на холодный элемент
конституции ваты, то мы можем использовать острый вкус. В
том же случае, когда превалируют сухость и дегидратация, то
этот вкус является противопоказанным.
Острые (едкие) травы полезны также в случае слабого или
неустойчивого пищеварения, которое характерно для
конституции вата. Поскольку они являются наиболее
сильнодействующими травами джля стимуляции агни или
разрушения токсинов, то они противодействуют характерным для
высокого уровня ваты несварениям и плохой ассимиляции.
В терминах западной гербологии для ослабления ваты следует
использовать следующие травы и виды терапии; диафоретические
средства согревающей природы могут применяться для
рассеивания ваты, когда речь идет о простудах и гриппозных
состояниях (именно ветер приносит простуду в организм).
Диафоретические средства полезны также, когда требуется
увлажнить кожу при ее сухости, вызванной нарушениями ваты.
Однако диафоретики в этом случае следует применять в
умеренных количествах с тем, чтобы не получить иссушение
ваты как следствие избыточного потоотделения. Эти средства
используются, главным образом, в случае вата-закупорки.
Многие из них обладают антиревматическими свойствами и
используются при артрите (ама-вата).
Карминативные травы, травы, которые удаляют газхы из
желудочно-кишечного тракта, используются, главным образом,
при вата-закупорке. Нервин и антиспазматические травы,
травы, которые снижают напряжение мышц, снимают спазмы и
нервные треморы, также оказывают лечебное действие при
вата-закупорке.
Лечение слабительными и лаксативными средствами используется
для борьбы с запорами, которые так часто встречаются при
патологии, связанной с ватой. Их применяют главным образом
при вата-закупорке. Однако они могут в очень сильной степени
усугубить вата-состояние при их передозировках. Лаксативные
средства, которые увлажняют каловые массы и увеличивают их
объем, такие, как семя льна или семя psillium более подходят
в случае вата-дефицита. Сильные слабительные, такие, как
ревень или сенна могут быть необходимым лекарством, однако
лишь временно, когда речь идет о вата-закупорке. Однако их
следует применять с осторожностью.
При вата-патологии очень помогают стимулирующие виды
лечения, которые усиливают пищеварение, аппетит и
нейтрализуют аму. При вата-закупорке они снимают блокаду
амы и капхи. При вата-дефиците они стимулируют аппетит и
пищеварение, тем самым способствуя анаболистическим
процессам и укреплению организма.
Вата-дефициты лечат, используя тонизирующую, питательную и
омолаживающую травотерапию и соответствующую диету. Горькие
тонизирующие средства западной гербологии, поскольку они
имеют те же характеристики, что и вата, в этих случаях
противопоказаны. Сладкие, успокоительные или мягчительные
травы такие, как лакрица slipperr elt и окопник, наиболее
близки к тонизирующим, питательным травам в смысле Аюрведы.
Аюрведа считает, что для удаления избытка ваты из организма
и, таким образом, для наиболее эффективного лечения всех
нарушений, связанных с патологией ватыпоказанной, является
клизменная терапия. При этой терапии под опытным
руководством готовят клизмы с использованием медицинских
трав и масел.
Прописи Аюрведы для снижения ваты часто содержат соль,
особенно соль минерального, а не морского происхождения,
поскольк минеральная соль легче и является весьма хорошим
стимулирующим пищеварение средством ддля людей
вата-конституции.
ДЕТОКСИФИКАЦИЯ -- ЛЕЧЕНИЕ АМА
Ама, или накопление токсинов, непереварившейся пищи или
шлаков осложняет лечение трех дош. В общем, ама обладает
теми же характеристиками, что и капха. Она тяжелая, плотная,
холодная и слизеобразная и состоит, главным образом, из
выделений мукоидного характера. Однако она может сочетатьс с
любой из дошей.
Доши, сочетающиеся с амой, называются "сама" ("са" означает
"с" и в сочетании с "ама" становится "сама" в санскрите).
Вата может кумулироваться в виде яда в толстой кишке и
распространиться в тонкую кишку, тем самым блокируя
пищеварительный потенциал, "агни", и приводя к развитию амы.
Капха также может блокировать агни и привести к
возникновению амы, накапливаясь в желудке в виде слизи и
проникая затем в тонкий кишечник. Питта скапливается в виде
желчи в тонком кишечнике; при этом, несмотря на то, что она
вляется горячей, она, тем не менее, может блокировать агни в
силу своей жидкой консистенции и маслянистого характера;
следствием также является возникновение амы. Подобные
состояния называются соответственно "сама вата", "сама
капха" и "сама питта".
Агни и ама по своим характеристикам противоположны. Ама --
холодная, мокрая, тяжелая, затуманенная, с дурным запахом и
нечистая. Агни -- горячая, сухая, легкая, прозрачная,
благоухающая (ароматическая) и чистая. Чтобы лечить аму,
необходимо усилить агни.
Психологически ама возникает за счет сдерживания негативных
эмоций. Негативные эмоции подавляют ментальную агни, или
ясность сознания. В результате физическая агни также
снижается. "Непереваренные" впечатления оказываются
токсичными, подобно непереваренной пище.
Симптомами амы являются снижение вкуса и аппетита, плохое
пищеварение, обложенный язык, неприятный запах изо рта,
снижение физической силы, ощущение тяжести, замедленности, а
также закупорка каналов и сосудов. Другими симптомами
являются накопление шлаков, дурно пахнущее тело, а также
дурно пахнущая моча и каловые массы, глубокий, тяжелый или
притупленный пульс, снижение внимания, утрата ясности
сознания, депрессивное состояние, раздражительность и
закупорка других дошей.
Ама является первопричиной большинства простудных состояний,
лихорадки и гриппов, а также хронических заболеваний,
характерных для слабой ауто-иммунной системы -- они
охватывают диапазон от аллергий и сенной лихорадки до стмы,
артрита и раковых заболеваний.
Во всех ситуациях, где имеются подобные признаки амы,
лечение в первую очередь должно быть направлено на ее
устранение. Лечить две доши простым и непосредственным
образом, если им сопутствует ама, невозможно. Например,
проведение тонизирующей и омолаживающей терапии возможно
только осле того, как из организма удалена ама.
Ама снижается травами, которые обладают горьким или острым,
едким вкусом. Горький вкус, состоящий из воздуха и эфира,
помогает отделить аму, которой присуще качество тяжести, из
тканей и органов, в которых она находится. Этот вкус
катализирует и тем самым ослабляет лихорадку, к которой
приводит присутствие амы в тканях организма. Этот вкус
стимулирует метаболические процессы, благодаря которым
чужеродный материал подвергается распаду. Подобно сухому
льду, он помогает разрушить аму.
Острый, едкий вкус, состоящий из огня и воздуха, сжигает и
искореняет аму. Он обладает теми же свойствами, что и агни,
и, усиливая агни, он переваривает аму. Обычно в начале
используют горький вкус с тем, чтобы приостановить развитие
амы, в последующем прибегают в острому, едкому вкусу для
оживления метаболизма с тем, чтобы ама израсходовалась и не
могла восстановиться. Горький вкус сам по себе может быть
недостаточен для того, чтобы полностью разрушить аму, или
должным образом восстановить агни.
Ама усиливается веществами, которые имеют сладкий, соленый
или кислый вкус. Сладкий вкус, подобно аме, является
холодным, тяжелым и мокрым. Соленый вкус тиакже тяжелый и
мокрый. Соленый и кислый вкусы, посредством присущим им
качествам жара и влажности, могут усилить лихорадку и
токсический жар крови, который обычно сопутствует аме.
Терпкий (вяжущий) вкус оказывает смешанный эффект на аму.
Его связывающий элемент в своем действии на ткани и
отделяемое может способствовать удержанию амы в организме. В
то же время он может использоваться для лечения мембран,
поврежденных инфекционными состояниями, обусловленными амой.
Поэтому этот вкус следует использовать как добавление к
горькой и острой терапиям.
Поскольку главной характеристикой амы является тяжесть, то
ее лечат, главным образом, травами и диетой, природа которых
является легкость. Часто полезно рекомендовать голодание до
тех пор, пока не очистится язык и не вернутся аппетит. Ама,
как первичный фактор заболевания, определяет ценность и
широкое использование таких видов терапии, как голод,
использование диет, лишенных слизевого компонента, и
детоксификации, к которым прибегают при лечении многих
различных заболеваний. Эти виды лечения могут оказаться
полезными также в том случае, если конституция пациента не
выяснена.
Поскольку свойства доши смешанны с таковыми амы, то травы,
которые могут ослабить дошу, могут оказаться неэффективными
в состоянии "сама". И, наоборот, травы, которые в обычных
условиях усугубляют ту или другую дошу, могут ослабить ее,
если пациент находится в состоянии "сама". Таким образом, мы
должны не только выделить дошу, но также и определить,
является ли она связанной с ама, или свободной от нее
(состояния "сама" или "нирама", ("нир" означает "без").
Вата, которая в нормальных условиях является легкой и сухой,
будучи смешанной с амой, становится тяжелой и сырой. Питта,
которая имеет характеристики жара и влажности, становится
холоднее и более влажной. Капха делается более тяжелой и, в
нормальных условиях отличясь замедленностью в движении, под
действием амы может вообще затормозиться и стать
неподвижной. Мутность, вязкость и плотность, которые присущи
аме, изменяют характеристики дошей.
Вата, сама : запоры, дурной запах изо рта и такой же плохой
запах экскрементов, обложенный язык, боли в области живота и
его вздутие (что усиливается под действием пальпации,
массажа и при использовании масла), скопление газа в тонком
кишечнике и боли спазматического характера, плохой апеетит,
ощущение тяжести, слабость, медленный пульс, который
агравируется облачной погодой.
Лечение: главным образом, острые, едкие травы, стимулирующие
и оказывающие ветрогенное действие, параллельно с
применением лаксативных или слабительных средств для
удаления токсинов.
Вата, нирама: симптомы: отсутствие запора, отсутствие
дурного запаха, боли несильные (уменьшающиеся при
пальпировании), язык не обложен, слизистая рта пересохшая,
вязкий привкус во рту, тело (пациента) легкое, иссушенное, с
более выраженной изможденностью, большая степень оскуднения
тканей, чувство усталости -- в меньшей степени.
Лечение: тонизирующая терапия и омоложение посредством
преимущественно сладких и острых, едких трав с тем, чтобы
физически укрепить организм.
Питта, сама: показания: утрата аппетита, пониженная
потребность в воде, обложенный язык, желтого оттенка, моча,
каловые массы и слизистая с желтой или зеленоватой окраской,
чувство тяжести в области желудка, рвота желсью и густой
массой, неприятный запах изо рта, горький или кислый привкус
во рту, ощущение умеренного жжения, кожные воспаления,
замедленное и неясное сознание, причем эти симптомы
усиливаются при охлаждении.
Лечение: преимущественно -- травы с горьким или едким
вкусом, горькие тонизирующие и стимулирующие средства для
того, чтобы удалить токсины.
Питта, нирама: показания: избыточный аппкетит и потребность
в жидкости, красный имли воспаленный язык без налета, моча и
каловые массы без примесей, красноватые или темного оттенка,
сильное ощущение жжения, горячие приливы, головокружения,
восприятие адекватно.
Лечение: охлаждающая и тонизирующая терапия, преимущественно
посредством трав со сладким и горьким вкусом.
Капха, сама: показания: наличие мутной, липкой или густой,
плохо отходящей слизи, которая обволакивает горло, покрывает
язык; союна тянется в виде нитей; кислый или соленый привкус
во рту, застой крови, ощущение дискомфорта и сжатия в
грудной клетке, затруденное дыхание, слизь в каловых массах
и в моче, сниженный аппетит, ощущение тяжести, тупая боль,
общее недомогание, чувство усталости.
Лечение: преимущественно -- травы с едким или горьким
вкусом, в целях стимуляции и устранения застоя крови с тем,
чтобы удалить токсины и удалить слизь и жир из организма.
Капха, нирама: симптомы: наличие слизи водянистого, жидкого
характера, иногда пенящейся, которая легко отходит; сладкий
привкус во рту, нормальный аппетит, язык не обложен, слизи в
экскрементах и моче не наблюдается, болевых ощущений нет.
Лечение -- преимущественно -- едкие и сладкие травы,
отхаркивающие, с тем, чтобы устранить избыток слизи и капху.
Обычный подход в Аюрведе заключается в том, чтобы изменить
состояние сама той или иной доши в состояние нирама. После
того, как удалось избавиться от аму, оказывается возможным
действовать непосредственно на соответствующую дошу, устраняя ее избыточное проявление и усиливая те качества, которые при данной доше находятся в дефиците.