Фана
Фана — небытие, отсутствие существования. Состояние растворения своего «Я» в Аллахе и обрететия истинной сущности. Фана является одной из наивысших ступеней духовного возвышения, которая открывается лишь для немногих. . В то же время многие суфии считают, что несмотря на то, что человек в состоянии фаны теряет многие присущие ему качества, тем не менее он остается человеком.
Если в это состояние суфий вошел посредством зикра, то такую фану называют «аль-фана фи’ль мазкур», а если посредством возвышенной любви — «аль-фана фи’ль-махбуб». А высшей ступенью фаны является «фана ани’ль-фана».
Различаются некоторые фазы фаны:
а) Фана аз-зат — состояние небытия, при котором истинным бытием мыслится только Аллах;
б) Фана ас-сифат — потеря человеком человеческих атрибутов;
в) Фана аль-фиил — полная
Существуют также спупени и разновидности фаны:
1. Фана фи’ль-ихван — возвышенное состояние чувства братства к своим единомышленникам из тариката, приоритет их интересов над своими.
2. Фана фи’ш-шейх — полное подчинение и подмена личной воли и желаний духовного «путника» (салика) воле и желаниям своего учителя (шейха).
3. Фана фи’р-расул — после обретения «путником» фаны в своем шейхе, обретение такого же состояния по отношению к личности Пророка Мухаммада.
4. Фана филлах — обретение такого состояния«путника», когда личное его «Я» растворяется в Боге и личность заменяется атрибутами Бога.
но здесь большей частью описывается фана в шейхе в лучшем случае фана в Мохаммаде, тогда как суфие более ранние достигали фаны в Аллахе.
Фана и бака
Завершение Духовного Пути (тарикат), или странствия к Богу, - это духовная стадия (махам), называемая фана (исчезновение «Я» в Боге) [ 6 ]. Фана бывает двух видов: внешняя и внутренняя.
Внешняя фана - это «исчезновение индивидуальных действий» (фана-и аф'ал), ведущая к проявленности Божественного Действия. Достигший этой стадии тонет в Океане Божественного Действия, так что он видит в каждом событии Действие и Волю Бога. Он не воспринимает ни себя, ни других людей в качестве субъектов действия или волеизъявления. Такой человек полностью лишен своеволия, в нем не остается и следа индивидуальных поступков и воли.
Внутренняя фана связана с «исчезновением атрибутов "Я"» (фана-и сефат) и «исчезновением сущности "Я"» (фана-и зат) . Иногда, открывая для себя Божественные Атрибуты, находящийся в этом состоянии (хал) погружается в исчезновение личностных атрибутов. В других случаях, свидетельствуя экстатическое воздействие Божественной Сущности, он погружен в исчезновение собственной сущности.
В начале состояния, называемого «внутренняя фана», суфии теряет способность к восприятию. Постепенно в зависимости от возможностей суфия на него нисходит особое состояние: он обретает способность одновременно отсутствовать и присутствовать. Внутренне суфии погружен в океан фана, тогда как внешне он участвует в событиях, разворачивающихся вокруг него.
Существуют многочисленные примеры, когда суфии испытывали это состояние. Рассказывают, что 'Али был ранен стрелой в ногу во время битвы. Его соратники пытались вытащить стрелу, но не смогли, поскольку стрела проникла слишком глубоко. Они спросили совета у Пророка. Пророк сказал им, что стрелу следует вытащить, когда 'Али будет молиться. Они так и сделали, вытащив стрелу без особого труда. В другом случае суфии Мослим ибн Йасар молился в соборной мечети Басры, когда обрушилась одна из внутренних колонн. Звук был настолько громким, что его услышали все находившиеся снаружи посетители базара. Однако сам ибн Йасар, бывший внутри мечети, ничего не заметил.
Бака - это начало «странствия в Боге». Бог, своим волением лишивший ученика его собственной воли, одаряет его Своей Волей. Таким образом, любое волеизъявление раба теперь является проявлением Божественной Воли. Такого рода бака соответствует внешнему состоянию фана.
Внутреннему состоянию фана, однако, соответствует бака, в которой сняты и сами завесы, представляющие собой временную сущность, и атрибуты «Я», свойственные ученику. Здесь ни Бог не скрывает творения, ни творение не скрывает Бога. Завеса теперь окончательно сброшена, и двойственность преображена в Единство.
Существуют пять принципов, которые нужно претворять в жизнь дервишам Ордена Ниматуллахи:
1. Зэкр (Поминание)
2. Фекр (Созерцание)
3. Моракебе (Медитация)
4. Мохасебе (Самоанализ)
5. Вирд (Молитва)
Фана называется:
- фана филь-мазкур, если в это состояние суфий вошел посредством зикра
— фана филь-махбуб, если посредством возвышенной любви
- фана аниль-фана, высшая ступень фаны.
Различаются некоторые фазы фаны:
- фана аз-зат — состояние небытия, при котором истинным бытием мыслится только Аллах;
- Фана ас-сифат — потеря человеком человеческих атрибутов;
- Фана аль-фиил — полная потеря контроля на своими действиями и поступками.
Существуют также спупени и разновидности фаны:
- фана филь-ихван — возвышенное состояние чувства братства к своим единомышленникам из тариката, приоритет их интересов над своими
- фана фиш-шейх — полное подчинение и подмена личной воли и желаний духовного салика воле и желаниям своего учителя (шейха)
- фана фир-расул — после обретения фаны в своем шейхе, обретение такого же состояния по отношению к личности Пророка Мухаммада
- фана фил-лах — обретение такого состояния, когда личное его «Я» растворяется в Боге и личность заменяется атрибутами Бога
Крайности фаны не признаются и осуждаются ортодоксальным Исламом.