О домовом
Имя: Домовой, Дзяд, Хозяин-батюшка, Доброжил, Он, Сам, Чурила, Чур, Доброхот, Дедушка-суседушка; Суседок, Батанушк (на русском севере), Кормилец (в Вологодской области), Некошн (коли не в ладу с хозяином дома); Хлевник, Голбешнщ, Избной, Подпечник, Подпольник (по местоположению); Пастень, Стень, Глумица (по форме появления); Домовой хозяин, Домовитель, Домовитушко (по роду занятий);
'За обычай жить в тепле и холе он Жировик; за некоторые привычки - Лизун, Гнетка, Навной' <Максимов, 1903>;
'Слово домовой весьма мало употребительно в народе. Обыкновенно этот дух зовется Кормильцем, Кормильчиком, наконец, Батаманкой' (Волог.) <Иваницкий, 1890>;
'Имена домового Господарь, Большак, Дед', Дедко, Дедушко, Братанушко, Доброхотушко, Кормилец, Навной, Хозяин, Хозяинушко характеризуют отношения домового к живущей в доме семье и хозяйству: он старший в доме, член семьи, предок, невидимый 'хозяин'. 'За охотливое совместное жительство' домовой - Суседка. Домового именуют и почетным Другая половина или просто Он, Сам'
<Максимов, 1903>.
Внешний вид: Внешне домовой чаще всего напоминает крохотного человечка. Часто в образе старичка полуметрового роста и менее, плотного сложения, с пушистой серой бородой. Домовой очень силён, лохмат, у него длинная голова, а руки - большие с широкими ладонями, поросшие мягкими волосами.
Иногда его можно увидеть в виде зеркального отражения человека, которому он показался, только тёмного и лохматого. По рассказам крестьян Х1Х-ХХ вв., домовой кроме человеческого обличья, предстает и змеей, ужом, жабой, лягушкой, а также мышью, крысой, петухом, коровой, свиньей, ягненком, кошкой, собакой, лаской, белкой и даже медведем (наиболее распространенные облики - змея, уж, петух, кошка, ласка). Упоминается и домовой-заяц.
Кот, кошка - традиционные обличья домового или его спутники: кот - 'родственник домового' (Арх.); домовой является в виде рыжей кошки (Костр.). В Ярославской губернии старались держать кошек определенной масти, 'чтобы угодить домовому'; кошка - 'любимица домового' (Том.)
Домовой мохнат (Тульск.); ходит в свитке, подпоясанный, все тело его в белой шерсти (Орл.); домовой мохнат, 'как саксачий тулуп' (Урал); он - старик с длинной всклокоченной бородой, с маленькими, чуть заметными рожками, с подогнутым незаметно хвостом (Волог.)
'Два брата разделились. Один переселился на новое жилище. Вдруг вскоре после этого соседи заметили, как из прежнего дома выскочил заяц, ударился бежать по улице и пропал на новом жилище. Вскоре дом, из которого выскочил заяц, сгорел, и его владелец переселился к брату' <Ушаков, 1896>
Лик домового, обращенный не столько к животным, сколько к людям (домовой вещает судьбу обитателей дома), очеловечен, но сохраняет 'звериные черты'. Часто в поверьях домовой - человек, но обросший шерстью, мохнатый; седой старик, покрытый шерстью (Забайк.); он седой как лунь и весь покрыт волосами (Волог.). На Вологодчине считали, что 'вид домового бывает весьма разнообразный. Во многих местах толкуют, что он не имеет своего вида, а является в том или другом образе^ какой ему вздумается принять: в образе человека, покрытого шерстью (чаще всего), черной кошки, собаки. Вообще же видеть его удается лишь в редких случаях' <Иваницкий, 1890>
Домовой - плотный мужичок в смуром кафтане (по праздникам - в синем, с алым поясом), космат, весь оброс мягким пушком <Даль, 1880>
Нрав: Хоть и ворчливый, но всё ж добродушный и весёлый. Хотя, чего греха таить, встречаются и не такие добродушные, их часто называют Некошнами и нрав у них совсем недоброжелательный: вещи из рук выбивает, подножки ставит, а то и пнуть кого из домочадцев может. Однако домовой прежде всего 'судьба семьи', 'судьба дома', переменчивая и не вполне предсказуемая; он может быть и добрым, и равнодушным, и злым (Волог.); он 'прихотлив' (Калуж.); добр, но крайне обидчив (Влад.); он очень капризен, 'не знать как и угодить ему' (Волог.); Живя меж людей, домовушки привыкли к людям и обрусели, тоись, от настоящих-то чертей отстали; по крайности вреда людям не делают, окромя лишь того, что в иную пору балуют от скуки ли, от другого ли чего - Бог знает...' (Урал)
Способности: Грамотен в 'домашних' науках. Большую часть времени проводит в невидимом состоянии. Способен бороться с нечистью. Пусть не с самой сильной, но кое-какие способности в этом плане есть. Наконец домовой умеет прилично предсказывать судьбу.
Место обитания: Обитаемые жилища, иногда даже редко, но обязательно регулярно, посещаемые. Т.о. домовой привязывается не к жильцам, но к дому, посему он может, как буянить в одиночестве, так и нет - сюжетов и про страдание в одиночестве, и про стойкое перенесение отсутствия человеческого общества не счесть. Считалось, что живёт в углу, за печкой. Варианты: в подполье (под голбцом), на чердаке, за стеной.
Русская печь - излюбленное место пребывания домового: он даже 'сбрасывает старух с печи, если они постоянно занимают печку. Так рассказывала одна бобылка. Она была больная и не слезала с печи. Домовой ее толкал, только она все время упирается: 'Не пущу родимый, самой некуда'. Ну, он взял ее да и сбросил - сам на печку полез' (Моск.)
В ряде губерний России голбец (голубец), с которым устойчиво связан домовой, - это и пристройка, чуланчик у печи, и нижний этаж избы, наполовину помещающийся в земле; но это и надгробный памятник, в частности, деревянный обруб из бревен, сделанный по длине могилы, иногда покрытый плоской или двускатной кровлей. Отмечены и случар захоронения в подполье дома (правда, единичные). Так, по сообщению из Заволжья, 'бывали тоже семьи, которые делали из подполья изб своих, называемого голубцем и служащего вместо домашнего подвала, домашнее кладбище целого семейства' <Толстой, 1857>
Поговаривают, будто наш брат стал заселять и новые, доселе неизведанные территории..
Происхождение: Существует легенда о происхождении 'домашней' нечисти (как, в про чем, и всей иной нечисти; данная легенда имеет много вариаций, но суть примерно одна): Когда Сатана восстал против Бога и тот в наказание сбросил его с небес вместе со всеми непокорными и злыми ангелами, некоторые из них во главе с Сатаной - пролетели сквозь землю прямо в ад. Но иные, не будучи так уж отягощены грехами и злом, в ад не попали, а остались на земле в обликах земной нечисти - леших, водяных, кикимор, русалок... А те, кто был подобрее прочих или раскаялся, уже будучи сброшен с небес, превратились в нечисть 'домашнюю'. Домовой, как предводитель домашней нечисти, так же появился именно таким образом. Из всех нечистых, он - один из наиболее дружелюбных по отношению к человеку.
Домовым духом может как будто бы стать существо, случайно или намеренно погубленное в пределах дома во время его строительства. В этих, правда, не очень распространенных поверьях Х1Х-ХХ вв. можно видеть и отголоски представлений о необходимости 'строительной жертвы', и некоторых др. (ср. сохраняющуюся до начала XX в. веру в то, что первому вошедшему в дом суждено умереть). Бытовали представления, согласно которым любое существо, измеренное мастером-строителем (мерка зарывается под одним из углов будущего дома), умирает, обращаясь в домового, но сохраняя прежние отличительные черты, привычки - например, мяукая и царапаясь, если была измерена кошка, и т. п. (жители Архангельской губернии верили: 'чтобы закласть дом на чью-либо голову', плотнику нужно только поставить кверху комлем то дерево, которое считали в основании дома главным) <М. 3., 1857>
Продолжение рода: У домового есть жена - 'доманя', и дети - 'домовёнки'. Но их, в отличие от самого домового никогда не бывает не только видно, но и слышно.
Любит: Рачительный хозяин, любит семьи, где между людьми царят мир, любовь и согласие, где дом содержится в чистоте и порядке. Любит вредничать и шалить, коли что не по нраву. Он отчаянно привержен к детям и обожает с ними играть, часто является им в виде плюшевой игрушки. Любит домашних животных: холит их, расчёсывает шерсть, кормит, поит... Особенно, любит лошадей. По поводу кошек есть разные мнения: одни говорят, что любит он их - переселяясь на новое место, оседлывает кошек, предпочитая котов серой масти; другие говорят - не любит: часто пинает и бросает об пол. Из еды особо охоч до хорошо просоленной горбушки хлеба. Так же не откажется от молока, конфет, печенья и каши. Любит сам выбирать себе место жительства в квартире, и уж коли выбрал - так ни в жизнь не уйдёт, будьте снисходительны. Ещё доброхот большой любитель поиграть со старыми бусами, бижутерией, блестящими пуговицами и старыми монетками.
Не любит: Без людей домовой жить совершенно не может. Позабытый в заброшенном доме или на пепелище, лишившийся крова и хозяев домовой горько плачет, воет, кричит... Без человеческого общества домовой лютеет - становиться злым и агрессивным. Увы, таких домовых следует прогонять или, если хватит сил, убивать. Его уже снова невозможно приучить к людям. Перво-наперво, следует хорошенько запомнить, что домовой не выносит свист и иногда может почти сразу покинуть дом. Домовых серьёзно раздражает табачный дым: этот дым потом никуда не выветривается, он оседает на мебель и скапливается по углам квартиры. Неприятных гостей домовой будет стараться выжить всеми силами: он начинает душить их, давить на них. Так же никогда не стоит оставлять на ночь на столе колющие и режущие предметы (вилки, ножи, ножницы) и некоторые продукты (лук, чеснок, перец, соль) - всё это очень мешает домовому бороться против злых сил: Он хоть и считается двоюродным братом чёрта, а всё ж борется с тёмными силами, защищая хозяев дома.
- Подпись автора
За магической помощью обращайтесь в телеграмм: https://t.me/Oleg_o_MASTER или на почту: oleg.o-master@yandex.ru