Эльфийский народ
Как часто говорили и писали древние, народ эльфов с приходом царствия людей, начал постепенно, как бы, развоплощаться, бледнеть и терять видимые для глаз смертных свои физические формы. Однако же, они не превратились еще в бесплотных духов и, таким образом, не перешли окончательно в нематериальный мир. Значит нам, людям, второму после них, эльфов, народу, можно пытаться искать пути общения с ними. Ибо они обладают идеальным знанием о природе бытия и о полной, с начала нашего мира, истории, включая знания о произошедшем задолго даже до тех времен, которые сейчас принято называть "пра-историей”.
Эльфы научили людей культуре и искусству письма. Они способны проникать разумом в будущее и читать мысли смертных (álfar skilja), т.е. "эльфы чувствуют, понимают, предвидят”{1}; gefinn skilnings andi/ ei sízt álfum og svo nornum..… "дан прозренья (глубокого понимания) дух, не меньше эльфам, а также норнам…”{2}. И обликом своим подобны они идеальным людям высокого роста, но, уж конечно, не "литературным” крылатым карликам.
Также, по свидетельствам мистиков Средневековья, эльфы обладают особыми книгами Знания:
"Люди с даром духовиденья подтверждают, что внутри оформление их [т. е. эльфо-книг] подобно старым рукописям иров [ирландцев], только начертаны они златыми буквами; и все там изумительных цветов, с изящной вязью и орнаментами внутри и снаружи изукрашено”.
Йоун Гвюдмундс-сон Ученый "Tíðfordríf", 1644
Кроме того, считается, что эльфы выучили людей помимо всего вышеперечисленного, еще и лечению травами: "Говорят что посредствóм такого общения [с шотландскими эльфами] было приобретено знание о лекарственных силах многих трав…”.(Пэтрик Грэхэм "Описательные эскизы… Пертшира”, 1806.)
Ровно такую же идею мы находим и у кельтских жителей Уэльса. (Смотри W.Sikes, J. Rhŷs.)
Также, как упоминают древние, эльфы, хоть сейчас и невидимые, способны помогать, или даже могут спасти в минуту крайней опасности дружественных им людей. (См. Jón Guðmundsson, Purk-eyjar-Ólafur Sveinsson, Jón Árnason, R. Graves.)
Страны, где сейчас возможны встречи смертных с эльфами следующие: наиболее глухие районы Исландии, Уэльса, Ирландии, Средней Англии, Шотландии, Фарерские Острова, Оркнейские Острова, возможно, но довольно редко, где-то в Скандинавии, Юг Германии(?), Северо-запад России: район ниже Архангельска, Карелия, Валаам, Онежское Озеро, побережье Белого Моря, [его название у викингов в древности было GAND-vík "Чародейский Залив”, сравни GAND-álfr "Чародейское (”эльфийское”) создание с магическим жезлом”.]
"…В то время по всей территории Европы включая, тем не менее, только з а п а д н у ю ч а с т ь Р о с с и и задержавшиеся Ил-коринди [эльфы] говорили на собственных диалектах общего эльфийского языка…”
Из ранних черновиков профессора Дж. Толкина
В "Новом Свете” (Америках), Востоке, Африке и Сибири эльфы не живут. О том множество свидетельств. Особенно ирландских (кельтских) о Северной Америке.
Очевидно, что при попытках общения с эльфами, необходимо соблюдать некоторые условия, как-то: особые формы воздержания, отсутствие на себе металлических предметов (кроме серебряных). Помогают некоторые (полу-)драгоценные камни - тут уместно вспомнить опыт исландских мистиков и их диво-камни (náttúru- steinar): Diacodos и тд. Также существуют идеи об использовании при этой процедуре различных других средств (например, четырех-листого клевера, особой мази для глаз и тд.). Помогают некоторые магические "ставы”: band-rún(ir) "сложный знак, составленный из разных рун” [буквально "связка- рун”]; galdra-stafur "знак из нескольких магических символов, сведенных воедино”). [Йоун Ауртна-сон, например, пишет, что две band-run’ы "Gapaldur” и "Gin-faxi” исландцы вырезали с тем, чтоб входить в холмы к эльфам.{3}
Теперь же перейдем к основному.
Способы общения с Сокрытым народом.
В Исландии: упоминаются четыре способа: сочинить хвалебный "льод” (ljóð); употребить магический прут sproti; опробовать формулу древних "bjóða álfum heimum”; возможно úti-setur.
В Ирландии и Шотландии: упоминаются традиционные способы как попасть внутрь эльфийских холмов.(Dun-shi, Rath)
В древней Скандинавии: существовал когда-то álfa-blót.
В Уэльсе: упоминают о возможности оказаться наполовину в эльфийском cŷlch glas или других зачарованых местах.
Либо же сравни идеи профессора Толкина о том, что эльфы сами придут к человеку в его сознание или сон (см. ниже.). Но, кажется, что это происходит крайне редко, хотя даже недавно в Исландии зафиксировано несколько таких случаев, самый известный из которых произошел в 1962 году в Акур-эйри (север острова).
Подробнее.
И с л а н д и я. В соответствии с традициями, связанными с Йоуном Гвюдмундс-соном Ученым (XVII в.), достаточно сочинить хвалебную песнь в честь эльфийского рода и произнести ее соответствующим образом в нужном месте - тогда получишь ты ответ - "потому, что почти все тролли и эльфы склонны к мести, - сказал Вильхьяльм, - если с ними дурно поступать или оскорблять. Н о н е м е н е е с т а р а ю т с я о н и о т п л а т и т ь д о б р о м, е с л и с н и м и у в а ж и т е л ь н о о б р а щ а т ь с я.” (Исландская "Сага о Сигурде Молчуне”, гл. 6, XIV век)
Форма такой песни должна быть либо магической, т. е. ljóð (сравни упоминания этой формы при описании чародейских искусств Одина {4}, или же в стиле поздне-исл. рифмовано-аллитеративных усложнений. В такой песне, как правило, должна присутствовать восьми-слоговая поэтическая строфа вместо обычной шести-слоговой, трехразовое инициально-гласное аллитеративное повторение. Как поведал сын Йоуна Ученого, тот сочинил несколько подобных песен: Huldu-fólks mál (”Речи Сокрытого народа”), Þeim góðu jarðarinnar innbúum tilheyri þessar óskir (”Да исполнятся сии [благие] пожелания для доброго народа [эльфов]”) и Ljúflings-kvæði (”Песнь о льювлинге”). Из этих хвалебных песен Йоуна первые две сохранились в рукописях только фрагментарно, последняя, к несчастью, утеряна. Один из самых недавних примеров употребления рифмованной формы ljóð’а и благоприятного на нее ответа является свидетельство, записанное в исландском собрании историй об эльфах, магах и т.д. Йоуна Ауртна-сона (см. там "Gríms-borg”, или в моем переводе "Скалистый Замок Грима”).
С древнейших времен наиболее известное место в Исландии, где можно, при удаче, встретить эльфов – Skaga-fjörður (”Выступающий фьорд”) на севере этого острова. Свидетельства об этом смотри в "Саге о Кормаке” (Kormáks saga, ок. XI в.): hóll einn… er álfar búa í "холм там… где внутри живут эльфы”; в "Саге о епископе Гвюдмунде Ара-соне Добром” (Guðmundar saga góða, XIII в.): "То была Чуднáя Зима…два солнца стояли в небе одновременно, и люди видели как эльфы и другой дивный народ проезжали вместе во множестве в Скага-фьорде”; и в "Саге о Модаре” (Móðars saga, XV-XVI вв.). Вероятно, север Исландии до сих пор наиболее плотно населен Сокрытым народом, о чем см. ссылку на происшествие в Акур-эйри и свидетельство из Фльоута несколько ниже. Как явствует из "Книги свидетельств об истинности существования эльфов” (Álfa-sögu-bók), составленной исландцем Оулавом Свейнс-соном с острова Пюрк-эй в 1830г., много эльфов жило тогда на мысу Снай-фьетльс-нес и в районе Брэйда-фьорда (запад Исландии).
Видимо, произносить магическое воззвание к эльфам нужно в какoм-то соответствии с более древним описанием, данным в "Саге об Эйрике Рыжем” (Eiríks saga rauða), т.к. сцены и мотивы в этой саге почти что идентичны вышеупомянутому свидетельству об эльфах из Gríms-borg’а:
"Между тем, исчез Торхалль Охотник (Þórhallr veiði-maðr)… люди нашли Торхалля на вершине какой-то скалы. Он лежал и смотрел в небо, разинув рот и раздув ноздри, и бормотал {5} что-то… Немного погодя к берегу прибило кита…Тут Торхалль Охотник сказал:
- Это я получил за стихи, которые сочинил в честь моего друга Тора.”
"Eiríks saga rauða”, гл.8 {6}
(tálkn-)SPROTI: В данном случае "особый "жезл-прут, сделанный из тонкой китовой кости обитой на конце медью”. При его помощи можно попытаться попасть к эльфам в их сокрытые дома, которые кажутся непосвященным смертным скалами и холмами. (Cравни ниже гаэльские о том же представления.) Притом необходимо знать и произнести в нужное время особую магическую формулу. Tакже надо иметь при себе прикрепленными палочки с нарезанными на них руно-ставами (ср. выше). Примеры и более подробную информацию о sproti ищи в трактатах Йоуна Эгертсона (XVIIв.){7}, в "Путеводителе по Исландии” Эггерта Олавссона и Бьярни Паульссона (XVIII в.), в коллекции свидетельств об эльфах Йоуна Ауртна-сона (XIX в.).
Выдержки из некоторых писаний, перечисленных выше авторов.
Й о у н Э г г е р т с - с о н: "Полагали, что некоторые люди были настолько глубоко-сведущи (konst-ríkir), что умели раскрывать земные покровы и туда, внутрь, входить. Как в холмы, так и в скалы входили, разговаривали там с народом, внутри живущим, и от него дары (gáfur) принимали (дары эти многие видели), и там, [узнав] немало о тайном и сокрытом, мудрее становились (þar með margra leyndra hluta vísir orðnir).” (Дополнение к трактату Йоуна Ученого "Tíðfordríf", Papp. fol. Nr64, XVII в.]
(Тот же автор): "О многих говорили, что они владеют искусством (konst) расскрывать земные покровы [скалы] и внутрь входить; и общаются там с льювлингами (ljúflingar: эльфами, которых так называют); едят и пьют с этим народом там, внутри; к тому ж мудрыми (fróðir) становятся, и вдобавок от них дары (gjafir)получают.” (”Um rúna-konstina": "О руническом мастерстве”, XVIIв.)
И з к о л л е к ц и и Й о у н а А у р т н а - с о н а: {8} "Идут они так, покуда ни приближаются к одному холму. Бьерн вытаскивает затем прут с п р о т и и ударяет им по холму. После этого открывается холм, и видят они, словно дверь распахнулась в нем…” [”Hól-göngur Silunga-Bjarnar” eftir Ólafur Sveinsson í Purkey, т.I, с. 81-82];
"Берёт тогда епископ прут с п р о т и, выходит из палатки, проводит прутом три круга вокруг палатки и отправляется затем к эльфам.” (”Brynjólfur biskup…”, том I, с. 57-58)
"Они идут к наружному краю возделанного, вокруг хутора, поля, к одному холму там. Священник ударяет прутом с п р о т и по холму. Тогда раскрывается холм… ” [”Hól-gángan” том I, с. 559].
Одной из вариантов магической формулы необходимой для употребления вместе со спроти, может быть фраза на реконструированном профессором Дж. Толкином языке эльфов "Синдарине”, сказанная магом Гэндальфом у врат подземной страны Мориа:]
{9}
Несколько осторожнее надо относиться к следующим двум, не вполне сейчас понятным, способам: "bjóða álfum heimum” (т. е. приглашению эльфов в собственные свои жилища в рождественскую ночь или под Новый год) и úti-setur в те же праздники, плюс в ночь перед летним солнцестоянием.
В случае "приглашения эльфов в собственные жилища” (т.е. bjóða álfum heimum), в означенное время, зажигают в доме все огни, прибирают все начисто, накрывают на стол, и, обходя со светом вокруг дома и всех построек, примыкающих к нему, произносят трижды следующую магическую (аллитеративную) формулу приглашения эльфов: "Komi þeir sem Koma vilja, Fari þeim sem Fara vilja, Mér og Mínum að Mein(a)-lausu!” или "Veri þeir sem Vera Vilja, Fari þeir sem Fara vilja, Mér og Mínum að skaða-lausu!” (”Входите смело те, которые того желают и приходите отовсюду те, кто вознамерился придти, но не причиняйте вреда ни мне, ни тому что у меня!){10}. Затем ждут (иногда уходят до рассвета – см. ниже свидетельство о Катрин). Сия процедура может быть связана с определенной опасностью, т.к. велика вероятность прихода Темных эльфов (Dökk-álfar)(для защиты от которых с древних времен существовала особая руно-магическая традиция), злых духов (ill-vættir) или даже немертвых (draugar). В этом случае возможен для пригласивших смертельный исход или же сумасшествие. Однако, см. несколько свидетельств из коллекции Йоуна Ауртна-сона (XIX в.)или же советы в книге Йоунаса Йоунас-сона (о нем ниже)о том, что делают, оказавшись в таком положении. Одно из известных настоящих свидетельств приглашения Светлых Истинных эльфов в свое жилище приводит в своей книге священник Йоунас Йоунас-сон (XIX-XX вв.):
"(Свидетельство из Фльоута, север Исландии). Катрин, последняя жена Гисли со Склона Чаек (Máfa-hlíð), которая жила на Стада-фьетле после его смерти, [перед тем, как уйти в кирху на всю ночь] выставляла всегда лучшие яства на стол в общей комнате в последний вечер уходящего года, завешивала окна и оставляла горящий свет внутри. Вся эта еда к утру исчезала. Падчерица Катрин как-то спросила ее зачем она это делает.
- Думаешь, дитя мое, что я бы так поступала, если бы сие от меня не принимали? – ответила Катрин.
У нее было несколько редких драгоценных вещиц и никому не было ведомо откуда они появились”. [Т.е. подразумевается, что Катрин приглашала эльфов – от них получила она эти дары.] (По рукописи Оулава Давидс-сона под названием "Серая кожа” Гисли Конрадс-сона”.)
Также Йоунас Йоунас-сон пишет о том, что "иногда Сокрытый народ (huldu-fólk) забирал людей в эльфо-мир (álf-heimar) во время рождественской (jóla-) ночи”.
Úti-seta [мн. ч. úti-setur] - буквально "сидеть снаружи вне крова”. Еще меньше определенности в этом случае. Обычно люди располагались в ночь под Рождество (или Йоль), Новый год или перед летним солнцеворотом прямо в центре перекрестка четырех дорог где-нибудь в горах, препятствуя, таким образом, движению конных отрядов эльфов в это время. Если повезет, эльфы появятся с какой-либо из четырех дорог, и тут главное хранить молчание, чего бы они ни делали. Цена нарушению запрета на произнесение хотя бы одного слова в ответ эльфам - сумасшествие. (Хотя в некоторых случаях сумасшествие со способностью предвидеть будущее; cм. соответствующие свидетельства из коллекции Йоуна Ауртна-сона.){11}
Во всех древнескандинавских и исландских (раннехристианских), дошедших до нас законах занятия úti-setur’ами запрещены {12}, но, очевидно, речь там идет о второй, "черной”, разновидности úti-setur. Тут следует заметить, что существуют значительные различия между "эльфийским” úti-seta и его "двойником” для вызова ночных демонов и духов умерших. В реальности общее у них – только ночное время, перекрестки и особые магические квадраты reitar/reitir, которые, видимо, служили "окнами” в подземный/потусторонний мир. Опять же, если запрещенный úti-seta можно исполнять почти в любое время года ночью (см. коллекцию рассказов Йоуна Ауртна-сона), то в эпизодах "Саги об оркнейцах” ("Orkneyinga saga”, гл. 65,66), где упоминается úti-seta, возможно, присутствует намек на "эльфийскую” разновидность, ибо речь идет о рождественской ночи (jól):
"У ярла Пауля был дружинник, которого звали Свейн Грудная-веревка (Sveinn brjóst-reip)… Он был высокий и крепкого телосложения, с темными волосами, и с видом явного неудачника (ó-hamingju-samligr). Он был изрядно сведущ в мистериях древних (forn mjök) и просиживал много ночей под открытым небом [общаясь] там с духами (hafði jafnan útisetit). На судне ярла Пауля Свейн был впередисмотрящим (т.е. носником).
…Рождество… ярл с большинством своих гостей отправился на покой, однако Свейн Грудная-веревка снова сидел под открытым небом ночью, как у него было в обычае.” (Тут исходное подразумеваемое вряд ли злое? Очень неясно.)
Различны также цели этих двух разновидностей úti-setur, для которых их исполняют. В случае вызова ночных демонов и умерших ищут практического знания: что надо сделать/какие условия соблюсти, чтоб победить; куда лучше пойти, чтоб добиться определенной цели и т.д. В отношении эльфов – обычно, кроме простого общения, ищут теоретических знаний (в крайнем случае ценных даров; см. Йоун Ауртна-сон, приложение к этому трактату и т.д.)
В древней С к а н д и н а в и и существовал когда-то термин álfa-blót. Значение как самого этого термина, так и ритуала с ним связанного сейчас, отчасти, туманно. Возможно, он сродни "приглашению эльфов в свое илище”(bjóða álfum heimi) и сочинению и исполнению магической песни "льод” (как упоминалось выше, в "Саге об Эйрике Рыжем”, "Скалистом замке Грима”, поэмах Йоуна Ученого; или же явствует из новоисл. традиции, а именно трактата Йоуна Эггертссона: kveða rímur). Сравни также кельтские ритуалы призыва эльфов на помощь во время битвы [R. Graves].
В заключение этой части можно упомянуть вскользь средневековую исландскую рыцарскую "Сагу о Ярлманне и Херманне” (Jarlmanns saga og Hermanns, XIV в.), хотя что имелось там в виду, какие были цели, и светлые это эльфы или темные - непонятно. Существует два рукописных варианта.
[П е р в ы й]: "Идут они оба [конунг и его спутник] прочь от других, и никто не знал куда они отправились. Конунг же и его спутник входят в одну большую долину. Были там небольшие поля и поставлен шелковый шатер на холме. К нему направляются они. Чертит конунг там вокруг квадраты. Затем дует он в маленькую серебряную дудочку. Тогда открываются близлежащие холмы и те, что дальше. Выходят оттуда наружу эльфы, карлики-дверги и прочие злые создания.” [гл. 17]
[Отличные строки из в т о р о г о варианта]:”…открываются каменистые холмы и скалы, горные склоны и большие валуны. Выходят оттуда наружу эльфы и норны, карлики-дверги и Сокрытый народ”.
И р л а н д и я и Ш о т л а н д и я: У жителей этих стран, гаэлов, общие идеи насчет того, как можно войти в контакт с соседствующими с ними эльфами:
"Если в полнолуние вы обойдете девять раз вокруг эльфийского холма (rath), тогда вы обнаружите в нем вход в их жилище (sifra) там внутри. Однако, если вы решитесь войти - остерегайтесь есть эльфийскую еду или пить эльфийское вино”.{13}
Лэди Вайлд "Древние легенды Ирландии”
"Местные жители верят, что они [т.е. шотландские эльфы Daoine Shith] населяют некоторые круглые возвышенности, покрытые зеленой травой [Dun Shith]. В них [эти эльфы] при свете полной луны справляют свои ночные празднества… Также, люди полагают, что если на праздник "Хэллоувин” любой смертный, в одиночку, обойдет вокруг какого-нибудь из этих эльфийских холмов девять раз против часовой стрелки (против движения солнца){14}, в холме отворится дверь, посредством коей он и будет впущен в их подземные жилища.”
Пэтрик Грэхэм "Описательные эскизы…Пертшира”, 1806
"… Кэролэн, последний ирландский бард, как-то целую ночь проспал на эльфийском холме (rath). После этого эльфийские мелодии (ceól-sidhe) постоянно звучали у него в голове, и принесли ему славу и признание”.{15}
В.Б. Ийтс "Ирландские предания”
Занимаясь подобными исследованиями при ярком лунном свете, в 1692 году, пропал шотландский священник Роберт Кирк. Люди считают, что его забрали в свой мир эльфы за излишнюю осведомленность в их делах.
В У э л ь с е люди верят, что зеленые круги, состоящие из более темной, чемвокруг, травы – это, так называемые, cŷlch glas - места, где валлийские эльфы Tylwyth Têg (буквально "Прекрасный народ”) водят свои хороводы при лунном свете, ночами. И что, ступив в такой круг на траве, можно придти с ними в контакт. Но. Необходим второй участник, который держал бы первого вне пределов круга, снаружи, за руку. Иначе эльфийский хоровод закружит смельчака и вытащить его обратно возможно будет только через год и один день,и то лишь, при помощи какого-нибудь ведуна-многознающего. Для увлеченного-очарованного же пройдет (как ему покажется) не более пяти минут. Известны случаи возвращения через несколько десятков лет. Несчастный тотчас обращался во прах, стоило ему только выйти из эльфийского круга. Особо ловкие смельчаки исхитрялись снаружи, не вступая в круг, похищать из хоровода прекрасных эльф. Через последующие с ними браки, они ввели в человечество "эльфийскую кровь” (полу-эльфы, исл. hálf-slektis börn). Хотя большинство данных об этом все же сомнительны. Но известны подлинные случаи. (Смотри J. Rhŷs, W. Sikes; профессор Дж. Толкин пишет о Лютиэнь, через которую люди породнились с эльфами, и о том, что ее даже самым отдаленным потомкам может являться Сокрытый ныне народ, также упоминает он и о смертном принце Дол Амрота – Имрахиле, потомке эльфы Митреллас и далее размышляет о физических признаках присутствия эльфийской крови в людях: см.”Unfinished Tales”.)
Еще известны описания особых мест, на западном побережьи Уэльса, откуда в час заката, встав на одной ноге и прикрыв один глаз рукой, можно, при удаче, увидеть Зеленые Острова эльфов, расположенные в океане.
В конце этого трактата нужно заметить, что все описанные выше способы, требуют глубокого (книжного) знания; возможности попасть туда, где можно обнаружить обиталища Сокрытого народа; огромного напряжения воли и внимания; главное верить в то, что делаешь. И, разумеется, необходимы осторожность, мастерство и удача.
Р.S. До сих пор [в XX веке] в Исландии большинство населения продолжает верить в существование "Сокрытого народа” (т. е. эльфов). Исландский профессор Стейнгримюр Й.Торстейнс-сон свидетельствует о том, что "он играл с эльфийскими детьми, когда был маленьким ребенком, и многие другие упоминают о подобных эпизодах из своих биографий” (например, помимо Steingrímur’а J.Þorsteinsson’а, 1973, об этом пишут Kristmann Guðmundsson,1959, Sigurður Ingjaldsson, 1913, Tryggvi Einarsson, 1995).{16} В Исландском Национальном Музее Предметов Старины хранится несколько вещей, подаренных эльфами людям, а тот же профессор Стейнгримюр Й.Торстейнс-сон пишет:
"На самом деле в существование эльфов верят… Несколько недавних историй о Сокрытом народе ясно указывают на это. Вот один из примеров: около двадцати лет назад в Акур-эйри (Akur-eyri), крупнейшем городе на севере Исландии, который является также местом моего рождения, возникла необходимость взорвать несколько скал для того, чтобы расчистить место для строительства новых домов. К одному из горожан во сне явился эльф и попросил, чтобы взрывы отложили на некоторое время, чтобы у эльфов, живущих в тех скалах была возможность переехать. Тот человек обратился в городской совет и на созванном собрании согласились с предложением отсрочить взрывы. Это почти что равнялось официальному признанию существования эльфов. Столичная пресса (Рейкьявика) устроила из этого посмешище, но лично я, как и многие другие исландцы, преклоняюсь перед городским советом (Акур-эйри) за проявленное к эльфам уважение”.
Нередки случаи, когда прокладку новой дороги переносят из-за стоящего на пути строителей эльфийского холма, т.к. местные жители запрещают его разрушать, да и сами строители, подчас, боятся мести эльфов. (Аналогичные происшествия зафиксированы и в Ирландии.)
В 1997 году по норвежскому телевидению транслировали несколько интервью, взятых у различных людей (из очень отдаленных уголков этой страны) потому, что людям этим посчастливилось видеть "норвежских” эльфов Huldre-folk "Сокрытый народ”…
статья Л.Кораблева.
- Подпись автора
По любым вопросам пишите на enhel.runolog@yandex.ru