Бельфегор (Вельфегор, Бельфагор, Ваалфегор, Ваал-Фегор)
Могущественный демон. В Ветхом Завете Ваал-Фегор - имя божества, которому моавиты (и нечестивые израильтяне вслед за ними) поклонялись на горе Фегор, в городе Ситтиме (Пс. 105, 28; Числ. 28, 3). Представление о неприличии ритуалов, связанных с этим идолом восходит, вероятно, к Книге Пророка Осии: "…Увидел Я отцов ваших, - но они пошли к Ваалфегору и предались постыдному, и сами стали мерзкими, как те, которых возлюбили" (Ос. 9, 10). Согласно Блаженному Иерониму, "Вельфегор, которого можем назвать Приапом, в высшей степени почитается женщинами по причине большой величины его полового члена". По-видимости, центром всех церемоний культа Ваал-Фегора являлась нагота; моавитянки отдавались этому идолу до вступления в половую связь с каким-нибудь израильтянином. Популярная у демонологов этимология имени Бельфегора - "трещина", "расселина"; по одной из версий, ему поклонялись в пещерах, бросая жертвоприношения (в т.ч. и человеческие) через отдушину. Раввины однако утверждали, что моления ему возносят, сидя на стульчаке, а в качестве жертвоприношения выступают экскременты.
В иерархии И.Виера ("De Praestigius Daemonum" 1563) Бельфегор - посол Ада во Франции. Он сеет среди людей раздоры, соблазняя их сокровищами и богатством. В оккультизме Бельфегор - шестой из десяти архидемонов (злых элементалов), "гений открытий и изобретений" (Папюс), он хорошо осведомлен в технологических вопросах и техническом прогрессе, который поддерживает. В иерархии Р.Дуканта (1963), основателя современной демонолатрии, Бельфегор - мастер доспехов и вооружения. В распределении семи смертных грехов между демонами (П.Бинсфельд "Tractatus de Confessionibus Maleficorum et Sagarum", 1589) Бельфегору достается лень. Этот демон часто фигурировал в средневековых мистериях. Считается, что он происходит из чина Начал.
Бельфегора изображали как чудовищного бородатого демона с молотом в руках, с высунутым языком и с огромным хоботом, символизирующим его приапический фаллос (И.Виер также полагал, что он постоянно держит пасть разинутой: "Бельфегор, господин зияющий, рот открывающий, нагой"). Однако зачастую Бельфегор может принимать облик молодой привлекательной обнаженной женщины, поэтому иногда его считают демоницей женского пола. Современные маги утверждают, что ныне он является как древний старик в инвалидном кресле. Его предпочтительнее вызывать с горы или вершины холма. Сложность вызова + 4.
Упоминания в литературе:
* Н.Макиавелли "Черт, который женился" (1518): Бельфагор - архидьявол, посланный Плутоном на землю разобраться, почему грешники все свои грехи приписывают женщинам: "Выпал он [жребий] Бельфагору, ныне архидьяволу, в былое же время до низвержения с небес, архангелу…". Демон женится на прекрасной дворянке, которая изводит и совершенно разоряет его, так что в итоге он предпочитает возвратиться в ад, нежели вновь соединиться с нею.
* Дж.Уилсон "Бельфагор, женитьба дьявола" (1690): пьеса, написанная по мотивам новеллы Макиавелли.
* Г.Маринин "Одержимые злом": "Над дверями, в глубокой нише, освещенной появившимися после дождя лучами солнца, помещалась мраморная группа, со страшной живостью воспроизводившая борьбу человека с дьяволом. Художник представил беса в виде того ужасного отвратительного существа, одного из сонма, созданного больным воображением средневековых демономанов, который в древних хрониках и судебных актах инквизиции носил имя Бельфегора. Бородавчатые лапы лягушки, отвисшее брюхо и голова кабана с крепкими коническими бивнями. Борец-человек был худой, изможденный бичеваниями, постом и молитвою. Он упал на одно колено и последним страшным усилием отталкивает головой и руками мягкое огромное тело дьявола. В углу, возле колонны, стоял едва намеченный резцом, не отделившийся еще от камня ангел с весами в правой руке и ждал исхода борьбы".