КРИШНА, КРИСТОС, ХРИСТОС
Шрила Прабхупада: Что означает слово "Христос"?
Отец Эммануил: "Христос" происходит от греческого слова "кристос", означающего "помазанник".
Шрила Прабхупада:
"Кристос" - греческий вариант слова "Кришна".
Отец Эммануил: Это очень интересно.
Шрила Прабхупада:
Обращаясь к Кришне, индиец часто говорит "Кришта". "Кришта"-санскритское слово, означающее "привлекательность". Таким образом, когда мы обращаемся к Богу, называя Его "Христос", "Кришта" или "Кришна", мы имеем в виду одну и ту же всепривлекающую Верховную Личность Бога. Когда Иисус говорил: "Отче наш, сущий
на небесах, да святится имя Твое", - под именем Бога, он подразумевал "Кришта" или "Кришна". Вы согласны?
Отец Эммануил: Я думаю, что Иисус, как сын Бога, явил нам Его истинное имя - Христос. Мы можем называть Бога "Отец", но если мы хотим обратиться к Нему, называя Его истинным именем, то должны говорить "Христос".
Шрила Прабхупада: Да.
"Христос" - это вариант произношения имени "Кришта", а "Кришта" - это вариант произношения имени "Кришна", имени Бога. Иисус говорил, что мы должны
прославлять имя Бога, но вчера я услышал, как один теолог сказал, что у Бога нет
имени, что Его можно называть только отцом. Сын может называть отца отцом, но у
отца есть свое имя. Так и "Бог" - обобщенное имя Верховной Личности Бога,
собственное имя которого - Кришна. Поэтому как бы вы ни называли Бога -
"Христос", "Кришта" или "Кришна" - в конце концов, вы обращаетесь к одной и той
же Верховной Личности Бога.
Отец Эммануил: Да,
если мы говорим об истинном имени Бога, то должны сказать "Христос". В нашей
религии есть Троица: Отец, Сын и Святой Дух. Мы полагаем, что узнать имя Бога
можно только через откровение от Сына Бога. И Иисус Христос открыл нам имя Отца,
поэтому мы считаем имя "Христос" именем Бога, полученным от Него через
откровение. Шрила Прабхупада: Фактически нет разницы - Кришна или Христос, имя
одно и то же. Главное - следовать указаниям ведических писаний, рекомендующих в
этот век воспевать имя Бога. Самый легкий путь - повторять маха-мантру: Харе
Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама,
Харе Харе. Рама и Кришна - имена Бога, а Харе - энергия Бога. Так что, когда мы
повторяем маха-мантру, мы обращаемся к Богу и Его энергии. Эта энергия бывает
двух видов: духовная и материальная. Сейчас мы находимся в когтях материальной
энергии, поэтому мы молим Кришну о том, чтобы Он милостиво освободил нас от
служения материальной энергии и позволил служить духовной. В этом суть нашей
философии. Харе Кришна означает: "О энергия Бога, о Бог (Кришна), пожалуйста,
займи меня служением Тебе". Мы должны служить чему-нибудь, потому что такова
наша природа. Так или иначе мы стали служить материальным вещам, но когда это
служение преобразуется в служение духовной энергии, -наша жизнь становится
совершенной. Практика бхакти-йоги (любовного служения Богу) подразумевает, что
человек освобождается от всевозможных внешних самоотождествлений типа "индус",
"мусульманин", "христианин" и тому подобного и просто служит Богу. Мы создали
христианскую, индуистскую и мусульманскую религии, но когда мы придем к религии
без внешних определений, в которой не будем считать себя ни индусами, ни
христианами, ни мусульманами, тогда сможем говорить о чистой религии, бхакти.
Отец Эммануил:
Мукти?
Шрила Прабхупада: Нет,
бхакти. Когда мы говорим о бхакти, это подразумевает и мукти [освобождение от
материальных страданий]. Без бхакти не может быть мукти, но если мы действуем с
позиций бхакти, то мукти подразумевается. Об этом говорится в "Бхагавад-гите"
(14.26):
мам ча йо
'вйабхичарена
бхакти-йогена севате
са гунан
саматйтйаитан
брахма-бхуйайа калпате
"Тот, кто полностью занят преданным служением и не падает ни при
каких обстоятельствах, сразу же поднимается над гунами материальной природы и
таким образом достигает уровня Брахмана".
Отец Эммануил: Брахман
- это Кришна?
Шрила Прабхупада:
Кришна - это Парабрахман. Брахман осознается в трех аспектах: как безличный
Брахман, как локализованная Параматма и как личностный Брахман. Кришна -
личность, и Он является Верховным Брахманом, так как в конечном счете Бог -
личность. Это подтверждается в "Шримад-Бхагаватам" (1.2.11):
ваданти тат таттва-видас
таттвам йадж
джнанам адвайам
брахмети параматмети
бхагаван ити
шабдйате
"Сведущие трансценденталисты, познавшие Абсолютную Истину,
называют эту недвойственную субстанцию Брахманом, Параматмой или Бхагаваном".
Постижение Бога как аспекта Верховной Личности - вершина осознания Бога. Он
обладает во всей полноте шестью достояниями: Он самый сильный, самый богатый,
самый прекрасный, самый знаменитый, самый мудрый и самый отрешенный.
Отец Эммануил: Да, я
согласен.
Шрила Прабхупада:
Поскольку Бог абсолютен, Его имя, форма и качества также абсолютны и неотличны
от Него Самого. Следовательно, воспевая святое имя Бога, мы непосредственно
общаемся с Ним. Общаясь с Богом, человек приобретает божественные качества и,
полностью очистившись, входит в круг приближенных Верховного Господа.
Отец Эммануил: Но наше понимание имени Бога ограниченно.
Шрила Прабхупада: Да,
мы ограниченны, но Бог безграничен. И поскольку Он безграничен, то есть
абсолютен, у Него бесконечное множество имен, каждое из которых есть Бог. Мы
можем осознать Его имена в той степени, в какой развит наш духовный разум.
Отец Эммануил: Можно
задать вопрос? Мы, христиане, также проповедуем любовь к Богу и пытаемся достичь
любви к Богу и служить Ему всем сердцем и душой. Так в чем же разница между
вашим движением и нашим? Почему вы посылаете своих учеников в западные страны
проповедовать любовь к Богу, если Евангелие Иисуса Христа несет то же самое
послание?
Шрила Прабхупада:
Проблема в том, что христиане не следуют заповедям Бога. Вы согласны?
Отец Эммануил: Да, в
значительной мере вы правы.
Шрила Прабхупада: Так
в чем же тогда смысл любви к Богу, которую проповедуют христиане? Если вы
нарушаете волю Бога, где же ваша любовь? Поэтому мы пришли учить людей тому, что
значит любить Бога: если вы любите Его, вы не можете не повиноваться Его воле.
Если же вы не повинуетесь Ему, то у вас нет настоящей любви. Люди во всем мире
любят не Бога, а своих собак. Поэтому как возродить в себе забытую любовь к
Богу. Виноваты не только христиане, но и индусы, мусульмане и все остальные. Они
навесили на себя ярлыки "христианин", "индус", "мусульманин", но не повинуются
Богу. Вот в чем проблема.
Гость: Можете ли вы
сказать, в чем выражается неповиновение христиан?
Шрила Прабхупада:
Конечно. Прежде всего, содержа бойни, они нарушают заповедь "не убий". Вы
согласны, что эта заповедь нарушается?
Отец Эммануил: Лично я
согласен.
Шрила Прабхупада:
Хорошо. Следовательно, если христиане хотят любить Бога, они должны прекратить
убивать животных.
Отец Эммануил: Но
разве самый важный момент - это не…
Шрила Прабхупада: Если
вы пропустите хотя бы одно действие, ваши вычисления будут ошибочны. Независимо
от того, что вы будете потом прибавлять или отнимать, ошибка уже вкралась в
расчеты, и все, что последует за этим, будет неверно. Мы не можем просто принять
ту часть писаний, которая нам нравится, отвергая ту, которая нам не нравится, и
при этом надеяться получить нужный результат. Например, курица откладывает яйца
задней частью тела, а ест клювом. Фермер может решить: "Передняя часть курицы
мне слишком дорого обходится, потому что я должен ее кормить. Не лучше ли
отрезать ее?" Но без головы не будет больше и яиц, потому что тело мертво.
Аналогичным образом, если мы отвергнем трудную часть писаний, и будем
повиноваться тому, что нам нравится, то такая интерпретация не принесет нам
пользы. Мы должны принимать все указания писаний так, как они даны, а не только
те из них, которые нас устраивают. Если вы нарушаете первую заповедь - "не
убий", то как можно говорить о любви к Богу?
Гость: Христиане
считают, что эта заповедь относится к людям, а не к животным.
Шрила Прабхупада: Это
означало бы, что Христос был недостаточно разумен, чтобы употребить верное слово
- "убийство человека". Есть "убиение" и "убийство". (Последующее рассуждение
построено на разнице в употреблении английских слов kill (которое относится к
убийству вообще) и murder (которое употребляется только по отношению к убийству
человека). Мы вынуждены были условно перевести первое как "убиение", а второе
как "убийство", хотя, строго говоря, такой разницы в их употреблении в русском
языке нет. В Библии для обозначения этих понятий тоже употребляются два разных
слова. В ветхозаветном "не убий" употреблено слово tirtzach, имеющее очень
широкий смысл и относящееся к "любого рода убийству", а не только к убийству
людей. - Прим. переводчика.) "Убийство" относится только к человеку. Вы
полагаете, Иисус Христос был недостаточно разумен, чтобы употребить правильное
слово "убийство" вместо слова "убиение"? "Убиение" подразумевает любого рода
убийство, в особенности убийство животных. Если бы Христос имел в виду только
убийство людей, он употребил бы слово "убийство".
Отец Эммануил: Но в
Ветхом завете заповедь "не убий" относится именно к человеку. И когда Иисус
сказал: "Не убий", он расширил смысл этой заповеди: человек должен не только
воздерживаться от убийства другого человека, но и относиться к нему с любовью.
Он никогда не говорил об отношениях людей с другими живыми существами, а только
о взаимоотношениях между людьми. Когда он говорил: "Не убий", он имел в виду
также умственный и эмоциональный аспект: что вы не должны никого оскорблять или
причинять кому бы то ни было боль, плохо обращаться с кем-либо и т.д.
Шрила Прабхупада: Мы
сейчас не касаемся Ветхого или Нового Завета, мы говорим только о словах,
употребленных в заповедях. Если вы хотите интерпретировать эти слова - другое
дело. Нам понятен прямой смысл. "Не убий" означает: "христиане не должны
убивать". Вы можете истолковывать их как вам угодно, чтобы продолжать
действовать по-прежнему, но для нас очевидно, что в этом нет нужды.
Истолковывать нужно тогда, когда смысл неясен. Но здесь смысл вполне ясен. "Не
убий" - недвусмысленное указание. Зачем его интерпретировать?
Отец Эммануил: А разве
употребление в пищу растений не является также убийством?
Шрила Прабхупада:
Вайшнавская философия учит, что без необходимости нельзя убивать даже растения.
В "Бхагавад-гите" (9.26) Кришна говорит:
патрам пушпам пхалам тойам
йо ме
бхактйа прайаччхати
тад ахам бхактй-упахртам
ашнами
прайататманах
"Если кто-нибудь предложит Мне с любовью и преданностью листок,
цветок, плод или немного воды, Я приму это". Мы предлагаем Кришне только ту
пищу, которую Он просит, и съедаем остатки. Если бы подношение вегетарианской
пищи Кришне было греховно, то это был бы грех Кришны, а не наш. Но Бог есть
апапа-виддха, то есть последствия грехов не затрагивают Его, Он подобен солнцу,
которое так могущественно, что может очистить даже мочу, на что мы не способны.
Кришна также подобен царю, который может приказать повесить убийцу, но сам,
обладая всей полнотой власти, не подлежит наказанию. Принимать пищу,
предложенную сначала Господу, - это нечто вроде убийства, совершаемого солдатом
во время войны. Если на войне командир приказывает солдату атаковать, послушный
солдат, убивающий врага, получает медаль. Но если тот же солдат убьет кого-либо
самовольно, он понесет наказание. Аналогично этому, когда мы едим только прасад
(остатки пищи, предложенной Кришне), мы не совершаем никакого греха. Это
подтверждается в "Бхагавад-гите" (3.13):
йаожна-шишташинах санто
мучйанте
сарва-килбишаих
бхунджате те те агхам папа
йе пачантй
атма-каранат
"Преданные Господа избавляются от всех грехов, ибо едят пищу,
принесенную вначале в жертву. Другие же, готовящие пищу ради удовлетворения
своих чувств, воистину вкушают только грех".
Отец Эммануил: Кришна
не может разрешить есть животных? Шрила Прабхупада: Может, но в животном
царстве. Цивилизованному человеку, религиозному человеку не подобает убивать и
есть животных. Если вы прекратите убивать животных и начнете воспевать святое
имя Христа, то достигнете совершенства. Я пришел не учить вас, а только просить:
пожалуйста, воспевайте святое имя Бога. Библия требует от вас того же. Давайте в
добром согласии сотрудничать друг с другом и воспевать святое имя, и если у вас
есть предубеждение против повторения имени Кришны, повторяйте "Христос" или же
"Кришта" - разницы нет. Шри Чаитанйа сказал: намнам акари бахудха
ниджа-сарва-шактих. "У Бога миллионы имен, и так как между именем Бога и Им
Самим нет разницы, каждое из этих имен обладает той же силой, что и Сам Бог".
Поэтому даже если вы принимаете внешние обозначения типа "индус", "христианин"
или "мусульманин", но при этом просто воспеваете имя Бога, имеющееся в ваших
собственных писаниях, вы достигнете духовного уровня. Жизнь дана человеку для
самоосознания, то есть для того, чтобы научиться любить Бога. В этом заключается
подлинное величие человека. Исполняете вы этот долг как индус, христианин или
мусульманин, значения не имеет, главное, исполняйте его!
Отец Эммануил: Я
согласен.
Шрила Прабхупада
(указывая на четки для медитации со 108 бусинами): У нас всегда при себе эти
бусы, как и у вас - ваши четки. Вы повторяете святое имя, но почему его не
повторяют и другие христиане? Почему они упускают эту возможность,
предоставленную им как человеческим существам? Кошки и собаки не могут повторять
имя Бога, но мы можем, потому что у нас есть человеческий язык. От повторения
святых имен Бога мы ничего не потеряем, а наоборот, много получим. Мои ученики
постоянно читают мантру Харе Кришна. Они тоже могли бы ходить в кино или делать
много других вещей, но они отказались от всего этого. Они не едят ни рыбы, ни
мяса, ни яиц, не употребляют одурманивающих веществ, не пьют, не курят, не
участвуют в азартных играх, не спекулируют и не вступают в недозволенные
сексуальные связи. Они воспевают святое имя Бога. Если вы захотите сотрудничать
с нами, идите в церкви и повторяйте "Христос", "Кришта" или "Кришна". Что можно
возразить против этого?
Отец Эммануил: Ничего.
Со своей стороны, я был бы рад присоединиться к вам.
Шрила Прабхупада: Нет,
мы говорим с вами как с представителем христианской церкви. Вместо того чтобы
держать церкви закрытыми, почему бы вам не отдать их нам? Мы бы постоянно
воспевали там святое имя Бога. Во многих местах мы купили церкви, которые были
практически закрыты, потому что их никто не посещал. В Лондоне я видел сотни
закрытых или использующихся в мирских целях церквей. Мы купили одну такую
церковь в Лос-Анджелесе. Ее продали, потому что ее никто не посещал, но если
зайдете в нее сегодня, то увидите там тысячи людей. Каждый разумный человек
может за пять минут понять, кто такой Бог. Для этого не требуется пяти
часов.
Отец Эммануил: Я
понимаю.
Шрила Прабхупада: Но
люди не понимают этого. Их беда в том, что они не хотят понимать.
Гость: Я думаю,
постижение Бога - вопрос не разума, а смирения.
Шрила Прабхупада:
Смирение и означает разум. Смиренные и кроткие наследуют царство Божие. Это
сказано в Библии, не так ли? Но по философии негодяев каждый является Богом, и
сегодня эта идея стала очень популярной. Поэтому ни у кого нет ни смирения, ни
кротости. Если считать себя Богом, откуда взяться смирению и кротости? Поэтому я
учу своих учеников тому, как стать смиренными и кроткими. Они всегда кланяются в
храме и своему духовному учителю, и таким образом духовно прогрессируют.
Смирение и кротость позволяют очень быстро прийти к духовному самоосознанию. В
ведических писаниях говорится: "Тем, чья вера в Бога и духовного учителя,
являющегося Его представителем, непоколебима, сам собой открывается весь смысл
ведических писаний".
Отец Эммануил: Но не
значит ли это, что с таким же смирением нужно относиться и ко всем остальным?
Шрила Прабхупада: Да,
но есть два вида выражения почтения: особый и обыкновенный. Шри Кришна Чаитанйа
учил, что мы не должны рассчитывать на почтение к себе со стороны других, но
всегда должны быть готовы выразить свое почтение любому, даже если он непочтителен к нам. Однако Богу и Его чистому преданному нужно оказывать особое
почтение.
Отец Эммануил: Да, я согласен.
Шрила Прабхупада: Я
думаю, христианским священникам следует сотрудничать с движением сознания Кришны. Им нужно повторять имя "Христос" или "Кристос" и не потворствовать убийству животных. Это вполне соответствует учению Библии; это не моя собственная философия. Пожалуйста, поступайте так, и вы увидите, как изменится положение в мире.