Иерархия

В сантерии существует тщательно разработанная иерархическая структура. Ее нужно понять, если хочешь разобраться в этой религии. Иерархическая модель основана на степени вовлеченности человека в сантерию и на видах посвящения, которые он прошел. Я убежден, что, поднимаясь по иерархической лестнице сантерии, верующий начинает видеть свою религию иначе, чем раньше. Изменяется мировоззрение, становясь более африканским, нежели евроцентристским. Эта перемена тесно связана с использованием в сантерии диссимуляции.
В общих чертах — и в некоторой степени произвольно — людей, так или иначе вовлеченных в сантерию, можно разделить на следующие группы (в порядке возрастания влиятельности): заинтересованные сторонние наблюдатели, случайные клиенты, постоянные клиенты, обладатели амулетов, служители Элегуа, служители геррерос, служители кольярес; и два типа, как я их называю, высокопоставленных служителей: сантеро и бабалао. Конечно, это упрощенная схема. Существуют также многочисленные подгруппы, например ориате и италеро. Но, чтобы избежать путаницы, я сосредоточусь на основных, перечисленных мною категориях.
Заинтересованные сторонние наблюдатели. Это могут быть и просто любопытные, которым нравится читать о сантерии, а могут быть и серьезные исследователи (ученые например), которые тем не менее остаются вне традиций сантерии.
Случайные клиенты. Эти люди обращаются за помощью к посвященным точно так же, как они обратились бы к врачу или психологу. Они посещают сантеро или сантеру, чтобы добиться желаемого результата. Они приходят за исцелением от болезни, за советом в принятии важного решения или за предсказанием будущего. Случайным клиентам не обязательно интересоваться сантерией как религией. Ведь им же не нужно знать медицину, для того чтобы обратиться к врачу. Многие случайные клиенты не догадываются о различиях между сантерией и католицизмом и думают, что сантеро, который оказывает им помощь, — католик. Тем более что сантеро применяют в своей практике изваяния католических святых и употребляют обычные для католических служб фразы: «Зажжем свечу святой Варваре» или «Да поможет нам святой Франциск».
Постоянные клиенты. Эти люди, как правило, знают, что сантерия и католицизм — не одно и то же, но приверженцами сантерии себя тем не менее не считают. К ее служителям, однако, обращаются регулярно. Многие выдающиеся кубинцы и шага не сделают, не посоветовавшись со своим сантеро.
Обладатели амулетов. Те, кто не верит в сантерию, могут тем не менее иногда получить в дар от сантеро какой-либо материальный объект, например нареченный каким-нибудь именем фетиш. Его называют по-разному: ресгуардо, гуардиеро, амулет У обладателя амулета появляются определенные обязательства перед сантерией: чтобы амулет не потерял свое действие, за ним нужно ухаживать, следуя неким ритуалам. Человек принимает амулет, чтобы получить какую-то выгоду, например привлечь к себе удачу, защититься от злых духов или обрести сексуальную привлекательность. Время от времени амулет следует приносить служителю сантерии для осмотра. Поэтому его обладатель иногда начинает думать, что уже стал членом иле (дома или духовной общины) жреца сантерии, который подарил или, что более вероятно, продал ему амулет.
Служители Элегуа. Обычно изображение Элегуа — не пугать с «созданием Элегуа», о котором будет рассказано ниже, — даруется во время посвящения геррерос. Но иногда этот ориша-защитник передается отдельно. В пантеоне сантерии это озорной, по-детски непосредственный персонаж, изображаемый в виде животного. Его одновременно любят и боятся. Этот ориша очень влиятелен. У него очень много проявлений, больше, чем у какого-либо другого ориши. Элегуа — властелин перекрестков. Этот титул подразумевает, что ориша обладает властью над судьбами людей. Как хранитель ворот, Элегуа защищает жилища и открывает путь к благоприятным возможностям для тех, к кому он испытывает расположение. Он также является посланником Господним и поэтому единственным, помимо великого Обаталы, оришей, который знает то тайное место, где живет Господь Всемогущий, Олодумаре. На церемониях поклонения оришам Элегуа — исполнителя стольких важных функций — стараются умилостивить первым. Основная забота всех сантеро — следить за тем, чтобы Элегуа всегда был доволен.
И сантеро, и бабалао могут вручать Элегуа. Обычно изваяние Элегуа — это камень или цементная «голова» около шести дюймов2 в высоту с глазами, носом, ртом и ушами в виде ракушек каури. Иногда фигуру Элегуа делают из больших морских раковин или кокосовых орехов (кокосовые Элегуа зачастую недолговечны). Изваяния «начинены» тайными ингредиентами, необходимыми для того, чтобы фигура ориши ожила. Статуи периодически сбрызгивают жертвенной кровью, чтобы усилить их могущество. Человек, обладающий Элегуа, уже не может считать себя случайным участником сантерии. Каждое утро понедельника верующий должен выполнять особый ритуал поклонения Элегуа, подразумевающий чтение молитв на языке лукуми. Обязательно должны совершаться подношения в виде копченой хутии (грызуна, похожего на опоссума), сладостей, обжаренных зерен, игрушек или даже дыма сигарет и капель рома прямо изо рта почитателя. Ориша быстро закрывает двери для тех, кто не умилостивил его должным образом. Фигуру Элегуа обычно хранят в небольшом шкафчике за парадной дверью. (Один белый американец нелатинского происхождения однажды спросил меня, почему кубинцы ставят тумбочки за дверь, а не у кровати!) Если у вас есть Элегуа, то это налагает на вас большую ответственность. Умилостивите его — и он откроет вам многие дороги, будете пренебрегать им — и он заставит вас страдать.
Служители геррерос. Кроме Элегуа, к оришам-воителям принадлежат также Огун, повелитель железа и тяжелого труда, Очоси, покровитель охоты, и Осун, неоднозначный персонаж, которого считают младшим оришей или духом природы. Служитель геррерос получает при посвящении предметы, которые символизируют ориш, связанных с его новым саном: Огуна в виде котелка с железными инструментами, Очоси в виде железных лука и стрелы и Осуна в виде петушка на верху некоего изделия наподобие железного потира, которое, возможно, в действительности представляет собой измененный вариант посоха африканских колдунов йоруба. В лице геррерос человек приобретает защитников от врагов физических и духовных. Но посвящение геррерос — это также и первый шаг на пути к полному посвящению в сантеро. По традиции церемонию дарования геррерос может проводить только бабалао, хотя в Соединенных Штатах уже появляется сантерия «без бабалао». Там сантеро уже не нуждаются в бабалао для проведения своих ритуалов. В вопросе о том, какое посвящение более важное — геррерос или кольярес, — мнения верующих расходятся. Оба они очень важны, важнее их только полное посвящение в сантеро.
Служители кольярес. Это посвящение очень важно по ряду причин, одна из которых заключается в том, что ношением разноцветных бус ориш — кольярес — верующий открыто признает свою принадлежность к сантерии. Тех, кто прошел посвящение и геррерос, и кольярес, в некоторых иле считают уже наполовину сантеро, так как они выполнили уже половину требований, необходимых для посвящения в сантеро. Обычно (но не всегда) передачу ожерелий выполняют женщины. Приготовление бус — это череда замысловатых церемоний, требующая присутствия нескольких жрецов или жриц. Сама церемония передачи бус, называемых элекес на языке лукуми, тоже очень сложна. Верующий проходит ритуальное омовение, затем он сбрасывает старую одежду и облачается в новые белые одеяния. Длинные молитвы и песнопения на церемонии «наложения бус», несомненно, имеют африканские корни.
При приготовлении кольярес к посвящению бусы ритуально омывают в травяном настое из воды и священных трав ориш. Нитка должна быть хлопчатобумажной или из какого-нибудь хорошо впитывающего влагу материала (ни в коем случае не нейлоновой), потому что ей предстоит впитать в себя жертвенную кровь, которая зарядит ее силой аше. Цвет бус указывает, какого оришу они символизируют. Обычно, но не всегда, первым даруется ожерелье Элегуа, который, будучи властелином ворот, открывает любую церемонию сантерии. Ожерелье Элегуа состоит из чередующихся черных и красных бусин. В некоторых иле первыми накладываются белые бусы Обаталы, величайшего из всех ориш. Количество дарованных ожерелий незначительно варьируется от иле к иле, и сантеро позже могут добавить к ним еще несколько. В большинстве случаев, однако, первые пять ожерелий — это ожерелья Элегуа, Обаталы, Йемайи, Чанго и Очун. Иногда к ним добавляют ожерелья Огун и Бабалу-Айе.
Формально служители кольярес — это еще не сантеро (жрецы), но на этой стадии многие уже считают сантерию своей религией. Человек, имеющий сан служителя кольярес, пользуется постоянным покровительством ориш. Кольярес даруются тем, кому суждено стать сантеро, но кто еще не может позволить себе дорогостоящую кариочу (церемонию полного посвящения). В Соединенных Штатах она может стоить от 5 до 50 тысяч долларов, в зависимости от того, какой ориша «создается» из верующего.
Сантеро. Сантеро часто называют вообще всех верующих в сантерию, но на самом деле этот термин означает «священник, жрец». В «новой сантерии» Соединенных Штатов всем новичкам предлагается пройти полное посвящение. Но в традиционной кубинской сантерии пройти кариочу (переводится с языка лукуми как «усаживание во главе») могут только те, чьи головы потребует ориша.
После долгого подготовительного периода, традиционно занимающего около трех лет, — в Соединенных Штатах с их высокими темпами жизни это может быть и три месяца — будущие сантеро проходят очень сложный обряд посвящения, который могут проводить только очень опытные служители. Кульминация церемонии, называемой также асиенто или асер санто («создание святого»), — трехдневное празднество, на котором новообращенного представляют членам общины как их брата или сестру. На Кубе, как правило, именно в это время «усаженный во главе» ориша впервые вселялся в своего нового служителя. В Америке одержимость оришей, обязательная для кубинской сантерии, происходит все реже. Может быть, это связано с тем, что становится все сложнее найти священные барабаны бага, необходимые для того, чтобы ориша вселился в новообращенного.
После посвящения и мужчинам, и женщинам дается женское имя «ийабо», которое переводится как «невеста», но в сантерии означает «новичок». В течение первого года после посвящения ийабо должны носить белое и соблюдать многочисленные табу. Некоторые из этих табу они будут обязаны выполнять всю оставшуюся жизнь. Эти табу наряду с указанием того образа жизни, которого должен придерживаться «новичок» после посвящения, содержатся в ита. Ита — это важное предсказание, которое делает специально обученный сантеро, называемый «италеро». Он рассказывает новичку о том, какое его ждет будущее. Тем, кто надеется после инициации открыть в качестве сантеро свою собственную прибыльную практику, в ита может быть сказано, что они не имеют права извлекать из сантерии выгоду.
В течение этого первого года ийабо изучают технические и практические аспекты своего нового статуса. Они учатся готовить магические зелья, предсказывать будущее по раковинам каури и говорить на лукуми (по крайней мере, достаточно хорошо для проведения ритуалов), а также смотреть на мир другими глазами. Часто их мировоззрение меняется с европейского на африканское. К тому же на этой стадии для многих сантеро традиции йоруба приобретают первостепенное значение, отодвигая католическую церковь на задний план. Я до сих пор помню свое изумление, когда после посвящения я узнал, что Святая Дева Милосердия, которой я поклонялся как Обатале, на самом деле, была совсем не Обаталой. Те, кто занимается сантерией лишь поверхностно, наряду с некоторыми служителями невысокого сана твердо верят, что африканские ориши и католические святые — это одни и те же существа, только под разными именами. Очень часто ученые, занимающиеся изучением сантерии (например Мелвилл Херсковиц), придерживаются этой же точки зрения. Как-то раз в пору моего ученичества (мне было тогда семь лет) я молился изваянию Святой Девы Милосердия. Ко мне подошел падрино и спросил, чем я занят. «Я молюсь Обатале», — ответил я. Старик медленно поднял глаза на статую, потом опять посмотрел на меня и мягко сказал: «Нет, сын мой, это не Обатала». Он отвел меня в комнату, где в супницах он прятал главные камни ориш. Там он поднял крышку белой супницы, в которой лежали священные камни Обаталы. Взволнованно он сказал: «Вот — Обатала!» Увидев мое озадаченное лицо, он улыбнулся и добавил: «Обатала может быть только в отан [камнях] и здесь», — и он легонько постучал пальцем мне по голове. Так я впервые заподозрил, что синкретичность сантерии предумышленна, а вовсе не бессознательна.
Бабалао. Бабалао (от слова из языка йоруба, означающего «Отец Тайны») — это верховные жрецы сантерии. Раньше большинство кубинских бабалао, прежде чем стать служителями могущественного ориши Ифы, проходили посвящение в сантеро. Стать верховным жрецом может только мужчина и только в случае, если в его ита содержится призыв к посвящению в бабалао. Только добропорядочные люди могут стать бабалао. Это довольно необычно, ведь сантерия не стремится судить верующих в традиционном западном смысле. Сан бабалао запрещено принимать гомосексуалистам, женщинам и медиумам. Без бабалао нельзя проводить многие ритуалы сантерии. Обычно именно верховные жрецы умеют правильно убивать четвероногих животных (На самом деле наиболее часто в жертву приносят кур. Четвероногих животных убивают редко, причем убийство совершает специально обученный человек.) Церемония посвящения в бабалао называется «создание Ифы». На Кубе имя Ифа — так называют бога Орулу в Африке — относится к церемонии, а не к орише. Создание Ифы — самая секретная церемония посвящения в сантерии. Любой, кто проходит ее, должен пообещать, что никогда не разгласит подробности того, что на ней происходит. Процесс посвящения бабалао хранился в полной тайне, пока один бабалао, заделавшийся коммунистом, — Габриэль Пасос — не рассказал в деталях о своем собственном посвящении, чтобы снискать расположение Кубинской коммунистической партии. Он поведал эту историю члену партии и социологу Лурдес Лопес, которая написала по ней книгу и опубликовала ее в 1975 году под названием «Изучение одного бабалао»3. Я могу подтвердить точность повествования Пасоса. В этой главе я во многом опирался на его слова.
Процесс посвящения длится неделю, в течение которой будущий бабалао полностью отрезан от внешнего мира. Он проводит время с бабалао из близлежащих районов, которые собираются все вместе, чтобы принять и приветствовать нового члена их братства. Под их руководством новичок проходит ритуалы очищения. Бабалао подвергают его специальным наказаниям и открывают ему способы предсказания будущего, такие, как, например, предсказание по оду из «Книги Ифы». Все испытания этой недели предназначены для того, чтобы посвящаемый отрекся от прошлого, принял все обязательства своего нового положения и занял место среди собратьев-бабалао.
Создание Ифы сохранило в себе гораздо больше африканского духа, чем любая другая церемония посвящения в сантерии. Участники ритуала разговаривают между собой исключительно на лукуми, причем иногда коверкают этот язык таким образом, чтобы его не могли понять посторонние, случайно оказавшиеся рядом. Например, в начале церемонии претендента просят объявить об искренности его намерения стать бабалао. Он стоит перед комнатой Оддуа, святилищем, где хранится священное изваяние Олофи, а старший бабалао обращается к нему с такими словами:
Да развеют тебя четыре ветра,
Если клятвы Богу, и святому престолу Ифы,
И Господу Всемогущему
Не сдержишь ты.
Да развеют тебя четыре ветра.
Коленопреклоненный претендент должен ответить:
Четыре ветра станут моими знаменами, Ибо я, слуга Господень, последую Совету моих наставников.
В некоторых ритуалах бабалао отождествляются с шестнадцатью первыми легендарными йорубскими царями. Один из таких ритуалов — «принятие Орулы». Вероятно, это наиболее важная часть семидневной церемонии. Происходит она в первый день посвящения. Претендента бреют, накладывают ему ритуальный грим и надевают ему на голову убор из бусин, скорлупы кокосовых орехов и перьев красного попугая. Один из старших бабалао, чаще всего сам падрино, пишет на кедровом бревне имена шестнадцати царей или рисует их символы. Затем пять других старших бабалао рисуют на бревне свои символы в знак того, что были свидетелями церемонии. После этого из тыквенной бутыли, наполненной речной или дождевой водой, достают двадцать один пальмовый орех, или икин, кладут эти орехи на каждый из двадцати одного символа, покрывают их перьями и поливают кровью двух принесенных в жертву черных куриц. Затем падрино обмазывает каждый икин смесью из меда, масла какао, пальмового масла и кусочков мякоти кокоса. При этом он говорит: «Вот великая истина нашей веры: узри Орулу, сделай его частью своей души». Посвящаемый, держа руки за спиной, должен взять в рот каждый икин, очистить его, проглотив покрывающую его смесь, и выплюнуть икин обратно в бутыль с водой. Таким способом он впускает в свою душу аше Орулы. После этого он считается новообращенным бабалао. После этой церемонии происходит «заключение пакта со Смертью». Участники церемонии танцуют ритуальные танцы и поют ритуальные песни, а бабалао договаривается со Смертью о том, что та коснется его только с разрешения самого Орулы.
С каждым новым посвящением верующий обретает более глубокое духовное знание и чувство родства с Африкой. Вдохновленные могучим духом африканских предков и жизненной силой ориш, посвященные служители сантерии привносят в свое современное городское окружение магию и гармонию африканской мудрости. Многие сантеро чувствуют, что в жестоком западном мире эта древняя мудрость дарует им покой и равновесие, помогающие им не только выжить, но и добиться успеха в их нелегкой жизни.