Привлечение ворожбы в целях шаманской диагностики

Во всех шаманских культурах шаман — один из главных участников целительства, значительная часть вашей шаманской работы будет связана с врачеванием. В данном разделе после обозрения различных видов целительства вы увидите, что в каждой хвори заключена духовная составляющая. В сибирской, как и в других шаманских традициях, считается, что первопричина болезни кроется в духовной сфере. Повреждение духовной составляющей человека подавляет способность организма к самоизлечению, а проявления болезни указывают на духовное повреждение. Как некоторые виды лекарств лишь подавляют признаки простуды, не уничтожая вызвавшую ее вирусную инфекцию, так и лечение физического недуга без затрагивания его духовных истоков не ведет к полному исцелению больного. Поэтому я буду определять целебные средства согласно духовным потребностям, к которым они и обращены. Необходимо уяснить, что шаманское врачевание должно не заменять собой традиционное лечение, а скорее использоваться для повышения действенности назначаемого врачом курса лечения. В Сибири и Монголии шаманы неизменно работали бок о бок с травниками, костоправами и прочими традиционными знахарями.
Занимаясь врачеванием, помните: если невозможно лечить больного лично, то можно прибегнуть к врачеванию на расстоянии. Единственное требование — наличие предмета, принадлежащего больному, в качестве его поверенного. Если нет предмета, принадлежащего отсутствующему больному, используйте в качестве такого поверенного, например, камень. При камлании вызовите образ этого человека, и вы сможете обследовать его и лечить, словно он находится перед вами. Результаты будут те же самые, как если бы вы проводили лечение непосредственно. Объясняется же это тем, что все места соединяются через гол, и в своей работе вы преодолеваете призрачную физическую разделенность вас и больного.

Диагностика

Перед тем как приступить к лечению, необходимо выявить причину болезни. Это могут быть стороннее вмешательство (вторжение духов), угнетение души, одержимость, пропажа души и скверна. Расспрашивая больного, часто удается установить возможные причины недуга. Приходилось ли больному неожиданно соприкасаться со смертью или с неким духовным созданием (внеземные встречи попадают в этот разряд)? Был ли больной близок с родственником или другом, который скончался? Есть ли у него враги? Убивал ли он без надобности животное или ранил кого-то из людей или животных? Перенес ли он недавно или раньше психологическую травму? Травмирующий психику опыт и физическая травма часто привлекают духов-бур-ханов, которых необходимо затем прогнать.
Для определения диагноза крайне полезна ворожба. Монгольские и сибирские шаманы располагают многообразием приемов ворожбы, пригодных для постановки диагноза; некоторые из них приведены в конце данной главы. Вполне подойдут здесь и карты Таро. Возможно, вам знакомы иные приемы ворожбы, используемые вами для предсказаний, их вы тоже могли бы приспособить для этой цели.
Наиболее распространенный прием диагностики духовного недуга — непосредственное обследование духовного тела. Поэтому я советую научиться вызывать мысленный образ духовного тела и воспринимать рука-Ми энергию цог, окружающую духовное тело человека. С обретением опыта вы сможете распознавать отсутствие у человека души и чужеродное присутствие.
Чужеродности ощущаются в виде вмятин, жжения или покалывания при проведении руками над местами, содержащими их. Может оказаться, что на духовном теле отсутствуют видимые повреждения, и оно просто ослаблено, причиной чего может быть подавленность души или скверна. При диагностике в вашей голове, возможно, начнут тесниться мысли, это духи ломятся к вам со своими советами по поводу болезни. Не стесняйтесь осведомляться у больного о своих ощущениях, сколь бы нелепыми они ни казались. Может случиться, что состояние больного вызвано необычной причиной. Именно поэтому прежнее лечение не помогало вашему больному.
В случае угнетения души или одержимости больного вы можете отчетливо ощутить чужеродное присутствие внутри или вокруг него. Эти создания обычно выдают себя с головой, выказывая враждебность к шаманам, поскольку те принимаются изгонять их. Нередко внедрение множества таких созданий в поле, окружающее тело человека, вызывается либо частым травмированием человека, либо ослаблением сопротивляемости организма, к которому и цепляются духи. Ваши шаманские духи-помощники обезопасят вас от вреда со стороны любого враждебного духа, с которым вам приходится возиться.
Если болезнь крайне тяжелая или вы не в состоянии выявить причину недуга, вполне вероятно, вы захотите совершить путешествие с целью получить совет у духов. Можете быть уверены, что духи-помощники поведают вам все необходимое для восстановления здоровья больного.

Вторжение духов, угнетение души и одержимость

Я объединила эти условия по той причине, что все они выражают различные степени проявления по существу одного и того же случая. Одно или несколько духовных существ либо осаждают больного, нарушая его духовное равновесие, либо вторглись в его духовное тело. Одни духи оказываются более цепкими по сравнению с остальными и с ними нужно действовать решительно; другие можно удалить без особых хлопот. Если некоторые приемы изгнания таких духов и представляются чересчур простыми, не забывайте, что, прибегая к ним, вы действуете не как простой человек; напротив, ваша духовная сила многократно увеличивается при поддержке вашей удхи, ваших духов-помощников, животных сил и всех прочих духов, которых вы вначале призвали.
Душевная подавленность может быть вызвана вмешательством чужеродных духов в отлаженную работу духовного тела. Это проявляется в виде общего упадка сил, усталости или недомогания. Человек чувствует себя неважно, но не болеет сильно, как и не ощущает себя полностью здоровым. Угнетение души может проявляться в виде постоянной головной боли или даже сыпи. Упадок сил вызывается присутствием чужеродного духа, нарушающего энергетический ток между духовным телом больного и землей или небом. Дух мог нарушить свободное перемещение сунесу и сульде внутри тела. Подавленность ами может затруднить дыхание, вызывая признаки астматического удушья.
Виновниками душевной подавленности обычно выступают души сунесу, не попавшие в нижний мир или по какой-то причине вернувшиеся оттуда. Во многих случаях это души сунесу тех усопших, кого больной знал прежде. Душевная подавленность может быть следствием наложенного проклятия (что чаще встречается в Монголии и России). Угнетающими духами обычно бывают чотгоры, неприкаянные души сунесу, вредящие по причине ревности. Животный дух — обычно дух зверя, убитого из-за жестокости человека, — может иногда проявиться как чотгор.
К счастью, чотгора, угнетающего больного, выпроводить довольно легко. Для этого воспользуйтесь шаманским опахалом (далбуур); многие чотгоры побегут прочь от шамана, если махать далбууром в сторону больного. Бросившись на больного с ножом и прикрикивая на духа, вы тоже успешно его отпугнете. Привязавшиеся к больному души сунесу могут оказаться менее уступчивыми. Может случиться, что после их изгнания вами они вернутся, как только вы покинете больного. В таком случае изготовьте простой онгон или оберег, призовите природного духа для освящения и оставьте этот предмет больному. Тем самым природный дух будет охранять больного, сколько потребуется. При отказе чужеродного духа уйти или в случае если он принадлежит недавно усопшему человеку, вероятно, вам потребуется предпринять путешествие, чтобы отвести духа в нижний мир.

Вторжение духов по каким-то признакам схоже с угнетением души, но там наблюдается частичное проникновение в духовное тело больного в определенном месте. Как и угнетению, вторжению обычно легко можно положить конец. Ввиду точечности самого вторжения его симптомы проявляются как недомогания определенных частей тела, выражающиеся в виде сыпи, боли, дисфункции, а в тяжелых случаях — в виде опухолей. Если при обследовании у больного выявляется случай вторжения, обычно такой больной испытывает неприятное ощущение в месте вторжения. Вторжение в половые органы может вызвать бесплодие, половое бессилие и иные расстройства половой сферы. Вторжение может быть следствием внезапной физической или психической травмы или присутствия неприкаянного духа, как в случае с душевной подавленностью.
Для изгнания вторгшегося духа нередко достаточным оказывается внезапного толчка, поднесения огня к пораженному месту, размахивания шаманским опахалом или покрикивания. Вторгшиеся духи особо страшатся огня, и укол в пораженное место горящей спичкой выпроводит даже наиболее упрямых непрошеных гостей. Если это не помогает, вытащите упрямца пальцами (будто это заноза), после чего сдуйте его с себя и с больного. Можно также, схватив духа в охапку, прижать его к земле, и тот сквозь нее вернется в нижний мир. Если вам посчастливится быть обладателем шаманского зеркала, вы можете непрошеного духа загнать в зеркало, после чего положить зеркало лицевой стороной на землю, чтобы дух убрался восвояси. Другой прием по изгнанию вторгшегося духа заключается в его высасывании; заручитесь защитой своих духов-помощников, чтобы непрошеный гость случайно не обосновался внутри вас при его высасывании. Вообразите, что он находится перед вашим ртом, а затем с силой выплюньте его на землю.
Слишком упрямые пришельцы требуют более решительных мер. Возьмите одного или двух своих онгонов и призовите духов-помощников выдворить силой непрошеного гостя. Онгон будет удерживать его у себя, пока вы с ним не разберетесь. В крайнем случае придется вам самим отправить его обратно в нижний мир. Очистив больного от пришельцев, вы отправляетесь в нижний мир для водворения незваных духов на место. Если у вас нет опыта хождения в нижний мир, в качестве образца воспользуйтесь путешествием в нижний мир по Долбору.
Иногда приходится иметь дело не с сунесу или чот-гором, а с бурханом. Духи-бурханы весьма могущественны, пожалуй, даже сильнее некоторых из ваших духов-помощников. Эти духи обычно входят в человека, испытавшего тяжелое потрясение вследствие изнасилования, избиения, аварии или иного серьезного происшествия. Часто это уже не вторжение, а настоящая одержимость духом у больного, приводящая к тяжелой физической или умственной болезни. Если вы имеете дело с вторжением или одержимостью, вам придется напрямую сразиться с бурханом. А поскольку по силе бурхан может не уступать некоторым вашим духам-помощникам, вам потребуется допустить их в себя, чтобы одолеть бурхана. С ним вам предстоит общаться на более высоком уровне, нежели тот, который требовался для неприкаянных душ сунесу или чотгоров.
Само представление о духовной борьбе может показаться нелепым или странным, но именно этим порой приходится заниматься шаману. Если духовный мир во многих отношениях служит отражением физического мира, то одни духи там оказываются добродетельными, другие — разрушительными. Созидание и разрушение суть естественные процессы, необходимые для поддержания равновесия во вселенной. Однако, когда разрушительные силы выводят человека или среду обитания из равновесия, именно ремесло шамана помогает исправить положение дел, даже если это и неприятная работа.
При столкновении с бурханом или иным могущественным духом, вторгшимся в человека, выдворение его может глубоко травмировать больного. Постарайтесь убедить своего подопечного, что он находится в безопасности и пусть не волнуется, наблюдая за происходящим.
Вначале посредством ударов в бубен или другим способом вы должны обрести состояние сознания, необходимое для вселения в вас шаманских духов. Обретя единение со своими духами, тотчас вступайте в схватку с непрошеным духом больного. Вы можете проделать это, отправившись в шаманское путешествие или находясь рядом с больным (лучше всего, чтобы тот лежал внутри обрядового пространства). В любом случае духа нужно сразу же сделать видимым или ощутимым иным образом. Поинтересуйтесь, почему он пристал к больному и что нужно для его ухода. Дальнейшие события могут развиваться по-разному. Дух, возможно, поведает вам о происшествии, привлекшем его впервые к больному Вероятно, дух испытывает определенную эмоциональную потребность, которую он хочет удовлетворить через связь с человеком; в таком случае попросите своих духов помочь восстановить эмоциональное самочувствие духа. Если этого окажется достаточным, он либо уйдет, либо пожелает остаться с вами в качестве духа-помощника. Многие духи, будь то прежние человеческие души или иные природные духи, в конце концов загораются желанием воздействовать на физический мир, благотворно или пагубно —• зависит от их нрава. Если противостоящий вам дух получает удовольствие, причиняя человеку вред, он может воспротивиться уходу, и вам придется вступить с ним в борьбу. Попробуйте подкупить его обещанием угощения после совершения обряда — обычно это спиртное или пиво, вылитые на землю, чтобы попотчевать духа. Если он все еще отказывается уйти, вообразите всех своих духов свирепыми или воинственными, и направьте свое войско против духа. Схватите его в охапку, подымите и вытащите наружу, поместив с противоположной стороны некой естественной преграды — стены, улицы или переулка. Если он отчаянно защищается, ослабьте его обрядовым ударом ножа или вообразите, как один из ваших духов-помощников пожирает его (затем, выйдя наружу, изрыгните его, уже достаточно ослабленного). Представьте преграду огромной мощи вокруг больного, чтобы выдворенный вами дух не мог вернуться. Возможно, вы призовете еще тэнгриев и иных могучих духов, чтобы те терзали непрошеного гостя, если он попытается снова проникнуть в человека.
Тогда побежденный дух убирается восвояси и ищет иные пути приложения своих сил в природе, не беспокоя людей. Помните, что большинство духов тяготеют к самовыражению в физическом мире, проявляемому пагубным или созидательным образом. Одолев духа, вы тем самым укрощаете его; порой в случае совместимости его с вашими духами-помощниками он может быть допущен в ваше семейство духов. Поскольку помощь шаману позволяет духу проявить себя в физическом мире, то, помимо доставляемого духу удовлетворения, такое приложение сил полезно и шаману, и его сородичам.
Сталкиваясь со случаями одержимости, вы обычно обнаруживаете полную физическую или умственную немощь больного, выражаемую в виде застарелого недуга или повторяющихся приступов болезни, от которой больной не может полностью излечиться. Человек, страдающий одержимостью, может иепытывать умственные расстройства или кошмары, или просто неодолимое беспокойство. Над ним как бы сгустилась психическая туча. Даже если вторжение носит местный характер, одержимость поражает весь организм. В этом отношении она схожа с угнетением души, но носит более выраженный характер. При лечении одержимости нужны наиболее решительные меры из тех, что были описаны для самых трудных случаев вторжения духов. Здесь вновь придется столкнуться с глубокой травмой, требующей лечения.
При одержимости, когда приходится выдворять завладевшего больным духа, не помешает создание онго-на для больного и вселения в него природного духа. Он не только воспрепятствует возвращению изгнанного духа, но и поможет выздоравливающему преодолеть чувство опустошенности, пришедшее после излечения. Травма, вызвавшая одержимость, привела к чувству утраты, духовной пустоты, которую затем заполнил вселившийся в него дух. Несмотря на приносимые им физические и душевные страдания, он восполнил потребность, которую ощущал человек после травмы, и изгнание духа вновь вернет эту пустоту, если вы не обратите на нее должного внимания. Ведь последствия травмы выступают наружу в ходе лечения. Пусть ваши духи-помощники укажут наилучший путь избавления от этой пустоты, чтобы больной полностью выздоровел. Возьмите бубен, поместите его себе на грудь для впитывания силы коня-ветра, а затем положите на грудь больного, чтобы эти силы, втекая в него, заполнили образовавшуюся пустоту.