Узелковая магия. Наузы

Узелковая магия появилась как минимум 2000 лет назад, это очень древний вид магии.
Известна узелковая магия была в каждой культуре, среди всех народов. Но сегодня она выходит из употребления, и некоторые специалисты даже высказывают порой мнение, что магия узлов вскоре может быть совершенно забыта. Почему простая, практичная и эффективная форма магии выходит из употребления? Может быть, именно из-за своей простоты. За последние столетия было разработано огромное количество более сложных (порой слишком сложных!) магических практик; а человек так устроен, что, открывая и исследуя что-то более сложное, он забывает о простом.

Но истинные маги знают: узелковая магия и сегодня так же действенна, как 2000 лет назад, а результаты ее применения на практике превосходят самые смелые ожидания.

Из истории узелковой магии

Многие века слова «вязание узлов» и «колдовство» были синонимами.

В храм римской покровительницы рожениц Юноны Люцины не смел вступить никто, имевший на своей одежде хоть один узел. Индийская богиня Варуна Яма владела путами, петлями и узлами, которыми она мгновенно охватывала того, кого хотела наказать. Скандинавский Один и кельтский Огмий на поле битвы связывали и парализовали врагов "военными путами". Зевс с помощью золотой веревки мог притянуть к себе любую вещь. С древних времен в этой золотой веревке люди видели или нить, которая связывает Вселенную в неразделимое целое, или воплощение тех нитей, которые привязывают человека к высшим силам и самой жизни.

В странах средиземноморья определенным узлом «связывали» статуи святых до тех пор, пока просьба молящегося не будет удовлетворена.

Вплоть до XVIII столетия в Европе считалось, что брак может расстроить всякий, кто во время обряда венчания запрет замок или завяжет на веревке узел, "дабы помешать жениху нарушить девственность невесты", а затем выбросит замок или веревку. Подлинный союз новобрачных невозможен до тех пор, пока замок не будет отперт, а узел развязан.

Нити, которые связывают человека с жизнью- нити судьбы- пряли богини. Человек жил, пока его нить судьбы не разрывалась или разрезалась.

Славянская Макошь - Богиня, прядущая Нити Судеб на Небе, покровительствует женским рукоделиям на Земле, женскому плодородию и урожайности, хозяйственности и достатку в доме. Вязать Пряжу Судеб ей помогают Богини Доля и Недоля, связующие человека с плодами его трудов - добрыми или злыми.

В любом случае нить жизни ни у одного человека не была прямой, она изгибалась и пересекалась с другими нитями, на ней завязывались и развязывались узелки судьбы.

Во всех странах при помощи магических узлов люди умели влиять на события и на стихию. У некоторых народов по сей день существует поверье, что с помощью магических узлов можно вызывать ветер. С давних пор норвежские рыбаки, выходя в море, покупали у старух-ведуний пучки «хороших ветров» - связанные узелками веревки, над которыми были произнесены заклинания. В Финляндии верили, что колдуны могут заточить силу ветра в три узла. Если развязать первый узел, подует легкий ветерок, если развязать второй - на волю вырвется его сильный собрат, а третий узел удерживает шторм или ураган.
Популярна узелковая магия всегда была в Германии и Австрии. В Тироле и Каринтии, например, испокон века применяют такое средство против бородавок: на суровой нитке навязывают столько узлов, сколько у человека бородавок, нить повязывают поверх бородавок, а потом снимают и закапывают в землю. Когда нить истлеет, бородавки исчезнут.

Непревзойденные мастера вязать узелки - китайцы. На сложные конструкции из красных нитей или веревочек, связанных фигурными узелками, вешают ветряные колокольчики, фонарики, пагоды и другие амулеты. Считается, что нить с узлами увеличивает силу предмета, который на ней подвешен.
Чтобы активизировать разные углы дома - угол богатства, здоровья или счастья, традиция фэн-шуй предписывает помещать в них магические предметы, которые тоже завязывают красной ниткой: кусочки горного хрусталя, монетки, изображения животных.

В древности узлы были так важны, что у некоторых народов заменяли письменность. «Узелковое письмо» знали американские индейцы, индусы, африканские бушмены и австралийские аборигены. В Прибалтике еще совсем недавно принято было с помощью узелков на нитках записывать рецепты знахарей.

В православной культуре узелки играют роль четок: их перебирают, чтобы не сбиться во время молитв и усилить их энергетический заряд.

В древней Руси существовали специальные узлы - «наузы». Наузы охраняли от несчастий, помогали в лечении болезней и преодолении жизненных невзгод. Над ними читали наговоры, в них завязывали лечебные и магические травы, веточки, бумажки с заклинаниями. К наузам прикрепляли талисманы, чтобы две силы – сила узлов и сила талисманов – слились в единое целое. От наузов произошли ладанки - в христианскую эпоху в них стали вкладывать кусочки церковного ладана. Ладанки служили талисманами счастья, оберегами от оружия и от сглаза.

При помощи узелковой магии человек может справиться практически с любой проблемой в своей жизни. Магическими узлами можно «завязать» (прогнать) болезнь, неудачу, беду; «привязать» успех, здоровье, любовь и благополучие. В простых на вид узелках на самом деле скрыта огромная сила, пользоваться которой может научиться каждый, кто решит заниматься узелковой магией.

КАК ПРОВОДИТСЯ РИТИУАЛ В УЗЕЛКОВОЙ МАГИИ?спользуйте немного воображения – и возможности узелковой магии становятся безграничными. Поэкспериментируйте с завязыванием узелков и с их количеством. Помните, что действия завязывания, плетения и ткачества – все символизирует соединение вместе разрозненных элементов, объединяя их в одно целое.
Вы можете использовать разное число узлов для разных целей, согласно законам нумерологии:

1 – объединение и целостность, исцеление, магия Солнца.
2 – двойственность, выбор, эмоции, магия Луны.
3 – творчество, продуктивность, действие, магия Марса.
4 – основа, богатство, общение, магия Меркурия.
5 – рост, радость, расширение, магия Юпитера.

6 – любовь, красота, гармония, магия Венеры.
7 – ограничения, окончание, связывание, магия Сатурна.
8 – растворение, конец, начинания, баланс, магия Плутона.
9 – трижды три, число Богини.

Уточнение.
1.Если вы выбрали заняться исцелением, а по таблице - лучше один узел. То поможет ли 1 узел + 1 заклинание? Нет!!! Как правильно? Вы на одном месте шнура навязываете 1 большой узел ( хоть 100,если хватит),провязывая узел на 1 заклинание или 1 узел на 1 строчку заклинания, но обязательно в одном месте шнура. Говорите закли-нание и вяжите до тех пор, пока не почувствуете, что достаточно.
2. Если вы выбрали навязать 9 узлов, то способы последовательности у разных магов различны – выбирайте сами, что вам нравится.

Слева направо узел по последовательности завязывания:

- 1 - 2 -3 - 4 – 5 - 6 - 7 - 8 - 9
- 9 - 8 - 7- 6 -5 - 4 – 3 – 2 - 1

- 1 - 6 - 4 - 7- 3 - 8 - 5 - 9 - 2
- 1 - 3 – 5 - 7 - 9 – 8 - 6 - 4 – 2

Как можно усилить. Можно чередовать узлы с бусинами. Узел заключает в себе желание, бусина придает этому желанию силу, поэтому и узлы, и бусины взаимодействуют и имеют одинаковую важность. Все это становится аккумулятором энергии. Это часто используется в изготовлении талисманов.Когда работа над ним заканчивается и оба конца талисмана связываются, происходит как бы подключение его к источнику энергии. Цепь замыкается, наполняется энергией и начинает создавать свое энергетическое поле, которое будет работать по вашему заданию (например, привлекает к вам людей и усиливает вашу ауру), когда вы носите ваш талисман. Чем больше вы носите талисман, тем сильнее он становится. Для увеличения цветовой магии - бусинки, перышки для олицетворения посланий и элемента воздуха, камни согласно их соответствиям. Можно усилить работу - необходимо поочередно скрепить узлы, рисуя над ними равносторонний крест и смазывая их маслом. Чтобы заключить свое желание в узле, вам надо будет сделать следующее: завяжите узел произнося свое заклинание, в котором в простых словах выразите ваше желание. Будет лучше, если вы зарифмуете свое заклинание. Изложение в стихотворной форме - старинный прием для более глубокой внутренней концентрации. Рифма позволяет с большей легкостью войти в транс, который в свою очередь может помочь достичь состояния, необходимого для занятия магией.

Несколько привил, которые необходимо помнить при составлении заклинания:
1. Заклинание должно быть простым и точно отражать вашу цель.
2. В заклинании должна быть рифма.
3. Сохраняйте положительный (или отрицательный, но не нейтральный) настрой.
4. Используйте настоящее время в свое заклинании. Например: "Я становлюсь..."
5. Если вы будете испытывать поэтический настрой или сильные эмоции, это только усилит заклинание.
6. Постарайтесь увидеть желаемое действие, как уже свершившее

ДАЛЬНЕЙШАЯ УЧАСТЬ ШНУРА

1. Вся сила в завязанных узлах – завязывается определенное количество заговоренных узлов.
Далее:
- дотрагиваются до нужного человека ( чтобы перешло заклинание), затем веревку прячут
- подкладывают в одежду, квартиру и т.д.
- подкидывают человеку, чтобы он взял в руки или наступил ( тогда вступает в силу заклятие)
- прячут недалеко от дома человека, чтобы заклятие медленно, но верно воздействовало
- “лестница ведьм”. Тесемка завязывается с чувством концентрированной ненависти, направленной на врага, и запрятывается неподалеку от него. Узлы медленно высасывают из этого человека жизнь, и он погибает. Единственное спасение — вовремя найти тесемку и развязать узлы. В некоторых источниках 9 узлов, в других – 40,чаще из волос.
- закапывают, чтобы действие наступило, когда веревка сгниет ( для избавления от негативных эмоций)
- сжигают, чтобы усилить ( энергия огня) и заставить заклинание действовать немедленно (сработает при очень сильных заклинаниях с вложенной сильной страстью – для избавления от негативных энергий, при нанесении вреда другому человеку)
- веревку связывают в кольцо для длительного циркулирования заговора ( часто в защитных, приворотных – носят, как браслеты)

Чтобы снять такие заклятья – нужно найти веревку и развязать узлы в последовательности обратной завязыва-нию, с обратным заговором. Вы освобождаете заклинание, рисуя в воздухе над шнуром пятиконечную звезду и представляете, как колдовство уходит из него. Затем шнур сжигается.

2. Заклинание действует при развязывании узлов
- развязываются заговоренные узлы, иногда еще дуя на узлы, чем и высвобождается магическая сила для действия (часто при лечении)
- носят при себе, периодически добавляя силу и вкладывая все большее духовное стремление в свои действия, а когда же настанет наиболее благоприятный момент для исполнения вашей мечты, развяжите или разрежьте узел
- освободите накопленную нитью энергию, предназначенную для реализации задуманных вами событий. И они свершатся.

Узлы были придуманы очень давно – самые древние образцы относятся к периоду неолита. Помимо своего прямого назначения – связывать и соединять, - узлы очень быстро приобрели декоративную и магическую ценность, и их изображениями стали украшать различную утварь, а уже к рубежу каменного и бронзового веков выделяется устойчивая группа так называемых священных или магических узлов, к основным признакам которых можно отнести симметричность и декоративность. К первому веку до нашей эры появляются первые пособия по вязке и применению (в т.ч. магическому) узлов.
У славян слово «наузить», навязать узлов, синонимично понятию «наколдовать», и завязать в эти узлы считалось возможным все что угодно. Мы все помним про «узелки на память», которые завязывали в детстве на уголках носовых платков – вот простейший образчик узелковой магии, когда информация, которую никак нельзя выпустить из памяти, фактически ввязывается в узелок на куске ткани.

Судя по распространенности магии узлов (славянские, финно-угорские народности, кельты, Африка, арабские страны и т.д.), и особенно если вспомнить еще и всех богинь – покровительниц судьбы, которые плетут нить человеческой жизни, - можно предположить, что изначально шнур или нить, на которой завязывается узел, представлял собой судьбу человека, в которую на определенном этапе вносятся нужные изменения путем завязывания того или иного узла.
Кроме того, узлы представлялись как нечто замыкающее, фиксирующее, закрепляющее на определенной стадии – именно поэтому так внимательно следили чтобы не нашлось узлов на одежде жениха (Персия, Африка), чтобы у роженицы на одежде, в волосах не было узлов (повсеместно) и т.п.

Из классических примеров узелковой магии можно упомянуть «ведьмину лестницу» (the Witches’ Ladder), традиционный предмет силы европейских ведьм, представляющий собой кусок веревки с сорока узлами, в которые ввязаны и вплетены (или не вплетены, по желанию) разные вещицы, от бусин до перьев; «три узла ветра» и «пучки добрых ветров» - амулеты для управления погодой; купальские венки и купальские же хороводы и т.п.
Впрочем, не забываем, что узлы никуда не делись из нашей жизни. Мы завязываем пояса и украшения в стиле этно, мужчины завязывают галстуки, и те и другие зашнуровывают ботинки… Сколько интересного в это можно заплести, мама дорогая )

У европейского и славянского методов завязывания узлов есть одно важное отличие – славяне чаще всего делали науз, завязывая узлы один на другом, а в Европе узлы завязывались в ряд – выбирайте, какой из способов вам роднее.
Кроме того, у славян часто делались наузы из лоскутков, в которые завязывались особым способом травы, обереги и т.п.
Способов завязывания узлов было довольно много, и каждый из способов использовался для чего-то одного – приведу цитату из Кавендиша: «Некая ведьма в 1567 году в Пуатье сообщила Жану Бодену - политику и философу, который также считался авторитетным специалистом в области ведьмовства и демонологии, - что для этой цели существует более пятидесяти способов завязывания узлов. Узел может повлиять только на мужчину или только на женщину; срок действия колдовства может простираться на день, на год или на всю жизнь. Узел может пробудить в одном из супругов любовь, а в другом вызвать ненависть. Под действием колдовства муж и жена могут до крови царапать друг друга во время любовных утех. Одни виды узлов препятствуют половым сношениям, другие - зачатию, третьи – мочеиспусканию»

Шнуры и лоскуты для наузов лучше брать из натуральных материалов (кожа, замша, хлопок, лен, шелк, шерсть и т.п.). Перед завязыванием, если вы чувствуете необходимость, можно пропитать шнур ароматическим маслом или окурить.
Если вы собираетесь работать по европейской схеме, то длина шнура, на котором вы будете завязывать узлы – 30-40 сантиметров.
Кроме того, подумайте, какого он будет цвета – чаще всего используются белый, красный и черный, но могут быть и варианты.

Обязательные, на мой взгляд, условия для качественного вязания узелков:
- «промежуточное» состояние сознания, похожее на легкий транс, в котором ведьма ощущает себя находящейся одновременно в нескольких (двух и более ) мирах;
- достижение внутренней пустоты, или, на худой конец, вытрясание из своей головушки всех лишних мыслей о неподнятой зарплате, неплаченной квартире, немытых полах и т.п.
Хорошо, если вы задействуете голос – как правило необходимость что-либо пропевать или проговаривать не оставляет мозгу возможности еще и проблемы лихорадочно обдумывать. Так что подберите себе для «завязывания» какое-нибудь ритуальное песнопение или заговор, если освободить сознание другими способами у вас не получается.
- Формирование намерения
- Концентрация силы на проблеме, которую завязываем.

Магия узелков действительно невероятно проста – основной трудностью является только наработка умения быстро и изящно завязать выбранный вами узелок – легкость руки, умелость, ловкость значат здесь очень и очень много. Хотя бы и потому, что проводя «завязывание» и находясь при этом в полутрансовом состоянии, вам придется завязывать узелок автоматически, не глядя – чтобы уберечь свое сознание от выпадения обратно в физическую реальность, а автоматизм вырабатывается частыми тренировками.

Узелков как правило завязывается несколько – три, четыре, семь, девять, - выдерживая равные промежутки между ними. Количество узлов вы можете выбрать произвольно, но учитывайте то, что вам придется каждому узелку придать какое-либо свойство, обозначить его место в ритуале и проговорить это.

Приведу пару примеров:
1. При завязывании удачи на первый узел говорится: «Чтобы удача со мной была в делах моих и помыслах», на второй: «Чтобы было сие всегда и слову моему верно», на третий: «Чтобы ни тайное, ни явное сбить удачу мою с меня не могло, и да будет так» (словесные формулы взяты из книги «Вивельгар. Тайная книга магов»)
2. Английская версия, для классической ворожбы на девять узлов.
By knot of one, the spell's begun
By knot of two, I make it true
By knot of three, so mote it be
By knot of four, the open door
By knot of five, the spell's alive
By the spell of six, the spell is fixed
By the spell of seven, the earth and heaven
By the spell of eight, the stroke of fate
By the spell of nine, the thing is mine

Впрочем, при изготовлении амулета традиционно используется только один узел – либо шаровой, «ведьмин кулак» или аналогичный ему, либо плоский симметричный – эти узлы сложны сами по себе, они представляют собой сложные плетенки, и нет необходимости на один амулет накручивать несколько таких крупных узлов.
Форма узла, который вы завязываете, значения, по сути, не имеет – выберите тот, который вам больше нравится. Маленький нюанс: когда завязываете узлы на шнуре – не пытайтесь делать прямые узлы – во-первых, не попадете в предназначенные для узлов места, во-вторых это долго и неудобно. Крученые узелки с петельками – самые подходящие.
Кроме того, не советую затягивать узлы «намертво» - у вас должна быть возможность в любой момент развязать завязанное.

Еще один момент – можно замкнуть веревочку в кольцо и последним узлом соединить ее концы между собой (хорошо, если это будет плоский узел, без хвостиков). Такое закольцовывание чар неплохо продлевает и усиливает его действие.

Не следует забывать, что узелки можно вязать не только на других, и не только с гадостными целями. У всех, наверное, бывают весьма удачные дни, когда сила вокруг так и брызжет? Так вот, хозяйственная ведьма силу разбазаривать не станет, а излишки соберет и завяжет в узелок на черный день – когда эту самую недостающую энергию можно будет непринужденным жестом высвободить развязыванием нужного узелка.

Как правило, узлы сами по себе штука довольно сильная. Но если вам все кажется, что вот еще бы добавить мощности этой чудесной связке, то да – действие науза можно усилить, вплетая в узел всякие мелочи – деревянные и каменные бусины, перышки, монетки, бисер и тому подобные вещицы, которые притянут побольше энергии и позволят точнее ее направить.
Кроме того, действие навязанных узлов (после того, как вы все их завязали!) можно усилить, дополнительно читая над каждым заговор (заклинание) и пропитывая его ароматическим маслом.
Но мне лично всегда хватало простых узлов.

Куда после ритуала деть шнурок с узелками? Вариантов много. Если вы делали оберег для дома – разумеется, шнур остается в доме, только прячется подальше с глаз долой.
Приворотные и отворотные наузы, в зависимости от техники изготовления, либо подбрасываются объекту чар, либо прячутся – но так, чтобы узлы не оказались со временем испорчены. Всякого рода гадости – подбрасываются в дом объекта… И так далее. Способы довольно традиционны, и немного подумав, всегда можно сообразить, куда девать навороченное ) А думать, к слову, вообще полезно.

Сначало немножко о наузах вообщем:
В русском языке есть слово "союз", "союзник". Мало кто задумывается о том, что произошли эти слова от "соуз", "соузник" – связанный одним узлом.

Наузы бывают разные. Одними завязывали болезни и несчастья, другими связывали злобных духов, третьими – стихии (помните? "В три узла свяжу ветры буйные: первый узел запрет ветер ласковый, во втором узле спрячу силушку, в третьем – бурю неодолимую! Как развяжется первый узел – вмиг подует прохладой и свежестью, унесет печали-страдания. Как второй узелок развяжкется – второй ветер на волю вырвется, и пойдет гулять он да тешиться, свою силушку всем показывать. А как третий узел развяжется – буря выйдет неодолимая, не унять ее, не смирить ее, не найти от нее спасения!")

Наузами накрепко привязывали к себе того, кого всегда хотели видеть с собой рядом. Любимого человека. Даже если этот человек был, например, родной матерью и умирал от неизлечимой болезни. Отпустить бы ее – ан нет, привязали узлами – и не может она уйти. И мечется меж двумя мирами…
Итак, что же такое наузы?

Наузы – это плетенки из нескольких узлов. Их можно вязать из чего угодно – из ниток, веревок или травы, из волос или лент – в общем, из всего, что можно связать. Материал зависит от цели науза. Так, проклятия вяжутся из веревок или волос проклинаемого, болезни завязываются в узлы из травы, любовь вяжется из цветов или лент, или ниток из одежды привязываемого человека. Стихии завязываются в ткань (платок, просто кусок материи).

Узел - один из основных символов магии. Символично, что имя самого могущественного правителя за всю историю викингов Кнуда Великого (ок. 995-1035) переводится как узел... Лишь к концу X в. полоса с руническим текстом превратилась в так называемого "рунического змея", который стал главным орнаментальным мотивом на рунических камнях. В XI в. появляется Большой рунический змей, который сам принимает формы различных узлов"
Гордиев узел. В крепости у Гордиона (главный город Фригии) находилась боевая колесница легендарного царя Гордия, на которой ярмо и дышло были соединены ремнем, завязанным очень сложным узлом. Оракул предсказывал тому, кто сумеет его развязать, владычество над всей Азией. Зимой 334/333 до н.э. Александр Македонский разрубил Гордиев узел ударом меча.

"Среди многих табу, соблюдение которых выпало на долю римского Flamin Dialis, был запрет иметь на одежде хотя бы один узел и запрет носить кольца (если они не сломаны). В состоянии святости, или табуированности, пребывают мусульманские паломники в Мекке, которым также запрещается носить кольца и завязывать узлы. Правила эти имеют сходный смысл, и их можно рассмотреть совместно. Что касается узлов, то народы во многих частях света питают глубокое предубеждение против завязывания узлов на своей одежде в определенные критические периоды, особенно при родах, бракосочетании и погребении.

Так, трансильванские саксонцы развязывают все узлы на одежде роженицы, ибо считают, что это облегчает роды; с той же целью в доме роженицы отмыкают все замки на дверях и сундуках. Лапландцы также убеждены, что у роженицы на одежде не должно быть узлов, потому что они делают роды трудными и мучительными. У народов Ост-Индии это суеверие распространяется на все время беременности. Считается, что если беременная женщина станет вязать узлы, обвязывать волосы лентой или вообще что-то закреплять, то это „стянет" ребенка или „свяжет" саму роженицу. Мало того, некоторые народности этого региона требуют соблюдения данного запрета не только от будущей матери, но и от отца ребенка. У приморских даяков ни один из родителей во время беременности не может обвязывать или прикреплять что-либо веревкой. На четвертом или пятом месяце беременности племя тумбулу (северная часть острова Целебес) справляет обряд, после которого мужу, помимо всего прочего, запрещается вязать крепкие узлы и сидеть скрестив ноги.

Здесь имеет место представление, что завязанный узел, как выражаются жители Ост-Индии, „связывает" женщину, другими словами, мешает наступлению родов или замедляет выздоровление после родов. Материальное препятствие в виде узла на веревке, согласно принципам гомеопатической, или подражательной, магии, порождает соответствующее препятствие в теле роженицы. В пользу этого объяснения свидетельствует обычай, соблюдаемый в случае трудных родов госами (Западная Африка). Когда женщина не может разродиться в течение долгого времени, на помощь ей призывают колдуна. Взглянув на нее, он изрекает: ,,Женщина не может родить потому, что ребенок связан в утробе". Уступая мольбам родственниц, он обещает развязать узел, чтобы женщина смогла благополучно разрешиться от бремени. С этой целью он приказывает принести из лесу крепкую лиану и с ее помощью связывает руки и ноги роженицы за спиной. После этого он вынимает нож, выкрикивает имя женщины и, получив ответ, разрезает узел ножом со словами: ,,Ныне я разрезаю твои узы и узы твоего ребенка". Затем он режет лиану на мелкие кусочки, погружает их в сосуд с водой и окатывает этой водой женщину. Рассечение лианы, связывавшей руки и ноги женщины, является здесь обычным случаем применения гомеопатической, или подражательной, магии: освобождая от пут конечности роженицы, колдун воображает, что одновременно он совлекает путы с ребенка в утробе матери, мешающие его появлению на свет. Тот же ход мысли лежит в основе соблюдаемого некоторыми народами обычая отмыкать засовы и открывать двери, когда в доме идут роды. В таких случаях немцы Трансильвании, как мы знаем, отпирают все замки.

То же имеет место в Фойгтланде и Мекленбурге. На северо-западе графства Аргайлл суеверные люди во время родов отпирают в доме все замки. Когда на острове Салсетт близ Бомбея женщине приходит срок рожать, для облегчения родов в доме отпирают замки на дверях и комодах. У манделингов Суматры в таких случаях открывают крышки всех сундуков, коробок, кастрюль и прочих закрывающихся предметов; если это не возымеет желаемого действия, заботливый муж обязан наносить удары по выступающим концам перекрытий, чтобы расшатать их; туземцы верят, что „для облегчения родов все должно быть распахнутым и расшатанным". Если женщина в Читтагонге никак не может разрешиться от бремени, повивальная бабка отдает приказание распахнуть настежь все двери и окна, откупорить все бутылки, вынуть затычки из всех бочонков, отвязать коров в стойлах, лошадей на конюшне, сторожевую собаку в конуре, отпустить на волю овец, кур, уток и т.д. По представлению местных жителей, верным средством помочь появлению ребенка на свет считается выпустить всех животных — и даже неодушевленные предметы — на свободу. Когда приходит пора рожать женщине с острова Сахалин, ее муж развязывает все, что только можно: распускает свои косички, развязывает шнурки на ботинках. Во дворе он вытаскивает из полена топор, отвязывает от дерева причаленную лодку.

Во время беременности жены мужчина племени тумбулу, как мы видели, не только не завязывает узлов — он также не сидит со скрещенными ногами. Ход мысли в обоих случаях одинаков. С точки зрения гомеопатической магии безразлично, скрещиваете ли вы нити, затягивая их в узел, или скрещиваете ноги, когда усаживаетесь поудобнее, — в обоих случаях вы противодействуете свободному протеканию событий. Эту важную истину хорошо усвоили себе римляне. Такой авторитет, как Плиний, уверяет: сидеть со сложенными руками рядом с беременной женщиной или больным, проходящим курс лечения, — значит причинять им большой вред. Еще больший вред вы приносите им, если обнимаете ногу или ноги сложенными руками или кладете ногу на ногу. Древние римляне считали подобные позы помехой во всякого рода делах: в военном совете, на собрании магистратов, во время молений и жертвоприношений никому не разрешалось скрещивать ноги и сплетать руки. Хрестоматийный пример ужасных последствий, которые могут проистечь из этого, — Алкмена. Семь дней и семь ночей не могла она произвести на свет Геракла, потому что перед ее домом со сплетенными руками и скрещенными ногами сидела богиня Люцина; ребенок родился, когда эту богиню обманом заставили изменить позу. Если беременная женщина имеет привычку сидеть скрестив ноги, у нее, по мнению болгар, будут трудные роды. Когда беседа стихает и наступает молчание, жители некоторых районов Баварии приговаривают: „Ну вот, кто-то скрестил ноги".

Магическое воздействие узлов, связывающих человека и затрудняющих его передвижение, не в меньшей мере, чем на родах, сказывается на браке. Вплоть до XVIII столетия в Европе считалось, что брак может расстроить всякий, кто во время обряда венчания запрет замок или завяжет на веревке узел, а затем выбросит замок или веревку. Подлинный союз новобрачных невозможен до тех пор, пока замок не будет отперт, а узел развязан. Тяжкой обидой считалось поэтому не только прибегать к колдовству такого рода, но и красть или прятать орудие колдовства (то есть замок или веревку с завязанным узлом). В 1718 году парламент города Бордо приговорил человека к сожжению живьем за то, что с помощью завязанных узлов он погубил будто бы целое семейство. В 1705 году в Шотландии за кражу заколдованных узлов были приговорены к смерти двое мужчин; некая женщина изготовила их для того, чтобы расстроить супружеское счастье семьи Сполдинг из города Ашинтилли. Вера в действенность подобных магических средств сохранилась в горных районах графства Перт до конца века. В этот период в приходе Лоджирэйт, что расположен между, рекой Туммель и рекой Тей, у жителей сохранялся обычай перед церемонией бракосочетания со всем тщанием распускать узлы на одежде невесты и жениха. С тем же предрассудком мы сталкиваемся в Сирии. Лица, помогающие жениху-сирийцу облачиться в брачные одежды, следят за тем, чтобы на них не был завязан ни один узел и не была застегнута ни единая пуговица. В противном случае враги смогут магическим путем лишить жениха его супружеских прав. Тот же страх распространен по всей Африке. Для того чтобы лишить жениха мужской силы, колдуну достаточно было завязать узел на платке, который перед этим он потихоньку приложил к какой-нибудь части тела жениха, когда тот садился на коня, чтобы отправиться за невестой. Считалось, что, пока узел на платке будет завязан, жених не сможет вступить в свои супружеские права.

Дурное влияние узлов может проявиться также в болезнях и всякого рода напастях. Так, иногда колдун госов в Западной Африке, проклиная врага, затягивает на стебельке травы узел со словами: „Этим узлом я завязываю такого-то. Пусть на него обрушатся все беды! Пусть змея укусит его, когда он идет по полю! Пусть на охоте набросится на него прожорливый зверь! Пусть вода смоет его, когда он ступит в реку! Пусть во время грозы молния поразит его! Пусть кошмары мучают его по ночам!" В этот узел колдун завязывает якобы жизнь своего врага. Упоминание о злокозненности тех, „кто похваляется узлами", встречается в Коране. В арабском комментарии к этому отрывку говорится, что слова эти относятся к женщинам-колдуньям, которые завязывают узлы на веревках, а затем дуют и плюют1 на них. Комментатор рассказывает, что давным-давно некий коварный иудей околдовал самого пророка Мухаммеда тем, что затянул на веревке девять узелков и припрятал ее в колодце. От этого пророк заболел, и кто знает, как обернулось бы дело, если бы архангел Гавриил вовремя не поведал пророку о местонахождении веревки с узлами. Вскоре верный Али вытащил зловещую веревку из колодца, и пророк прочитал над ней заклинания, которые специально для этого случая были внушены ему свыше. По прочтении каждого стиха развязывали один узел, и Мухаммед чувствовал облегчение.

Узлы не только убивают, но и излечивают. Их целительная сила проистекает из веры в то, что развязывание узлов, вызывающих недомогание, приносит больному облегчение. Вот о каком способе лечения грыжи сообщает Плиний. Из клубка вытягивается нить; на ней завязывают семь или девять узлов, после чего ее привязывают к грыже больного. Чтобы лечение было действенным, нужно, завязывая каждый узел, произносить имя какой-нибудь вдовы. О'Донован описывает такое средство, употребляемое туркменами против лихорадки. Колдун берет верблюжью шерсть и, бормоча заклинание, сплетает из нее крепкую нить. Потом он завязывает на этой нити семь узлов. Прежде чем затянуть каждый из них, он на него дует. Эту узловатую нить больной носит на запястье в качестве браслета. Ежедневно он распутывает один узел и дует на него. Когда развязаны все семь узлов, нить сворачивают в клубок и кидают в реку, воображая при этом, что вместе с ним уплывает и лихорадка

Колдуньи пользуются узлами также для того, чтобы крепко привязать к себе возлюбленного. В стихотворении Вергилия девушка, влюбленная в Дафниса, старается выманить его из города с помощью магических чар: на каждой из трех разноцветных веревок она завязывает по три узелка. Арабская девушка, сердце которой было отдано какому-нибудь мужчине, также стремилась завоевать его любовь и привязать к себе тем, что завязывала узлы на его биче; впрочем, ее ревнивая соперница распутывала их. К узлам в соответствии с тем же принципом гомеопатической магии, прибегали для того, чтобы остановить беглеца. В Свазиленде часто можно видеть, что на траве по обочинам дорог завязаны узлы. Каждый из этих узлов повествует о семейной драме. От мужа убежала жена, и он с друзьями пустился за ней в погоню. А чтобы беглянка не запутала след, они, так сказать, „связали тропу". У русских сеть со множеством завязанных на ней узлов считалась весьма действенным средством против колдовства. Поэтому жители некоторых областей России накидывали на свадебный наряд невесты рыболовную сеть, чтобы тем самым уберечь ее от напастей.

С той же целью жених и дружки часто перепоясываются кусками сети или, на крайний случай, плотно прилегающими кушаками. Чтобы навредить им, колдун должен сначала распустить все узлы в сети или снять с них кушаки. Амулет в России нередко представляет собой просто узловатую веревку. Считается, что если обвить вокруг рук и ног моток красной шерсти, то это предохранит от малярии и лихорадки. Для того чтобы обезопасить ребенка от скарлатины, достаточно якобы обвить вокруг его шеи девять мотков шерсти. В Тверской губернии к шее коровы, идущей впереди всего стада, привязывают особой формы мешок, предназначенный для того, чтобы не подпускать волков к стаду: он обладает-де способностью сковывать челюсти прожорливого зверя. По тому же принципу весной, прежде чем выгнать на выпас табун лошадей, вокруг него трижды обносят висячий замок. Обносящий на ходу замыкает и отмыкает его, приговаривая: „Этим стальным замком я запираю пасть серых волков, чтобы они не напали на мой табун".

Считалось, что узлы и замки могут служить защитой не только от колдунов и от волков, но и от самой смерти. Когда в 1572 году в Сент-Эндрюз женщину, приговоренную к сожжению живьем за колдовство, подвели к месту казни, на ней обнаружили белую тряпку в форме воротника со множеством свисающих узловатых тесемок. Эту тряпку пришлось отнимать у нее силой, так как женщина явно пребывала в уверенности, что если на ней будет тряпка с узлами, то она не сгорит на костре. Когда тряпку все-таки отобрали, колдунья воскликнула: ,,Теперь я пропала!" Во многих районах Англии имеет хождение верование, согласно которому в доме никто не может умереть, пока он остается на замке или на запоре. В силу этого в Англии весьма широко распространен обычай отпирать все замки и засовы, когда больной явно находится при смерти, чтобы без нужды не продлять его агонию. К примеру, в 1863 году в городе Тонтоне ребенок заболел скарлатиной, и смерть его казалась неминуемой. „Как водится, собрались на совет местные матроны и для того, чтобы оградить ребенка от „мучительной смерти", из всех комодов, ящиков, дверей и шкафов в доме вынули ключи и распахнули их настежь, а тело самого ребенка положили прямо под косяком, чтобы устроить ему надежный и безболезненный переход в вечность". Но ребенок, странное дело, не захотел воспользоваться преимуществами, столь любезно предоставленными в его распоряжение мудрыми и опытными дамами Тонтона, - вместо того чтобы отдать богу душу, он предпочел остаться в живых.

Правило, которое предписывает участвовать в магических и религиозных обрядах с распущенными волосами и босыми ногами, также основывается, вероятно, на опасении, что наличие узла или чего-то стягивающего на голове или на ногах участника отрицательно скажется на эффективности обряда.

Подобную же способность некоторые народы приписывают кольцам. Так, на острове Карпатос жители не застегивают одежду, в которую обряжают тело мертвого, и следят за тем, чтобы на нем не осталось колец. ,,Ведь душа, - уверяют они, - может задержаться даже в мизинце и не иметь покоя". Здесь не предполагается, наверное, что после смерти душа выходит из тела через кончики пальцев, но все же считается, что, препятствуя ее усилиям покинуть бренную оболочку, кольцо оказывает на бессмертный дух стесняющее воздействие. Другими словами, кольца, как и узлы, действуют наподобие духовных пут. Вероятно, поэтому у древних греков существовало правило - его приписывают Пифагору, - запрещавшее ношение колец. Никто не имел права входить в святилище владычицы в Ликосуре (Аркадия) с кольцом на пальце. Люди, обращавшиеся к оракулу Фавна в Пренесте, должны были сохранять целомудрие, не употреблять в пищу мясо и не носить колец.

То, что препятствует выходу души из тела, может, напротив, помешать злым духам войти в него. Поэтому кольца используются в качестве амулетов против демонов, ведьм и привидений. Тирольцы говорят, что роженице ни при каких обстоятельствах не следует снимать с пальца обручальное кольцо: в противном случае духи и ведьмы получат власть над ней. Человек, которому предстоит положить труп в гроб, по обычаю лапландцев получает от мужа, жены или детей умершего медное кольцо и носит его на правой руке до тех пор, пока не опустит тело в могилу. Кольцо служит ему амулетом, предохраняющим от любого вреда со стороны души покойного. Вопрос о том, в какой мере обычай ношения колец был порожден верой в их способность удерживать душу в теле или отвращать от нее демонов, представляется достойным рассмотрения. Здесь эта вера занимает нас постольку, поскольку она проливает свет на обычай, запрещавший римскому жрецу Юпитера носить кольцо, если последнее не сломано. Наряду с запретом иметь узлы на одежде, это правило указывает на страх перед тем, что свобода передвижения могущественного духа, воплощенного в жреце, будет стеснена духовными и телесными путами, каковыми являются кольца и узлы.

Финские колдуны продавали попутный ветер задержанным бурей морякам. Ветер содержался в трех узлах: если развязать первый, дул умеренный ветер, если второй — сильный, если же третий — начинался ураган. Эстонцы, страна которых отделена от Финляндии всего лишь морским заливом, верили в магические способности своих северных соседей. Простые эстонские крестьяне приписывали сильные ветры, которые весной дуют с севера и северо-востока, принося с собой лихорадочные ознобы и ревматические воспаления, козням финских колдунов и колдуний. С особым страхом они относятся к трем весенним дням, которые носят название Крестовых дней. Один из них падает на канун Вознесения. Жители окрестностей Феллина боятся в такие дни показать нос наружу, чтобы жестокие ветры из Лапландии не сразили их насмерть. В народной эстонской песне поется:

Ветер Крестовый, могучий, кипящий,
С тяжелым ударом развернутых крыл!
Воющий ветер несчастья и горя
Дыханье финских волхвов доносил.

Рассказывают, что моряки на кораблях, идущих против ветра в Финском заливе, видят иногда странный парусник. Он показывается из-за кормы и пядь за пядью нагоняет их. Парусник движется прямо против ветра со спущенными лиселями, прокладывая себе путь среди пенящихся валов. Паруса его надуты ветром так, что вот-вот лопнут. Снасти скрипят от напряжения. Матросы знают, что это судно идет из Финляндии.

Владение искусством завязывать ветер тремя узлами — так что, чем больше развязывается узлов, тем сильнее дует ветер, — приписывали колдунам Лапландии, а также колдуньям с островов Шетланд, Льюис и Мэн. Моряки Шетланда до сих пор покупают у старух, которые претендуют на управление штормами, ветры в виде платков или нитей с завязанными узлами. Говорят, что в Леруике и поныне обитают древние старухи, которые живут продажей ветров. Одиссей, как известно, получил ветры от царя ветров Эола завязанными в кожаном мешке"

Обычно в символическом плане, когда говорят об узле, подразумевают Гордиев узел. Вначале Гордий был простым земледельцем. Когда фригийцы лишились своего царя, они обратились к оракулу, и оракул приказал им выбрать в цари первого, кого они встретят на дороге к храму Зевса. Первым оказался Гордий. Став царем, Гордий основал город, назвав его своим именем. В цитадели города он поставил повозку, которой был обязан своей властью, а ярмо повозки опутал сложнейшим узлом. Считалось что тот, кто сумеет развязать его, станет царем Азии. Не распутав узла, Александр Македонский разрубил его мечом. Он завоевал многие азиатские земли, но так и не стал царем Азии.

В Египте иероглиф силы изображается в виде специального топорика - разрубателя уз. Если человек хочет освободиться от какого-либо связывающего его узла, то этим топориком узел разрубается.
Второе значение этого символа - быстрое решительное действие, которым человек может разрешить сложную проблему. В оппозиции к этому принципу стоит китайский узел и принцип медленного расплетания веревки. Завязывание и развязывание узлов используется для того, чтобы связать и высвободить энергию во многих народных магических заклинаниях и формулах.
Древние египтяне и греки завязывать узлы на веревках для любовных заговоров и чар. "Узел Исиды", амулет из красной яшмы, обвивающий саван королевских египетских мумий, обеспечивал умершим в другом мире покровительство Исиды и ее сына Гора.

Древние римляне верили, что узлы могут вызывать импотенцию, особенно если три нитки или веревки разного цвета связывали в три узла во время произнесения вступающей в брак пары брачных обетов. По Плинию, такие брачные клятвы могли быть нарушены, если потереть жир волка на пороге комнаты новобрачных. Другие древние поверья относительно узлов утверждали, что завязывание их предотвращает беременность, а развязывание — способствует зачатию и рождению ребенка. В распространенной религиозной практике считалось, что завязанные ленты могут смутить и отпугнуть злых духов, вот одна из причин, отчего священники носят воротники без галстуков, ибо пойманные в тесные узлы злые духи могут сорвать религиозную службу. Согласно легенде, пророк Магомет был околдован злым человеком и его дочерьми, которые завязали одиннадцать узлов на веревке и спрятали ее в колодце. Чтобы спасти его, вмешался Аллах и послал архангела Гавриила, чтобы тот нашел, где спрятана веревка, и научил, как нарушить чары. Когда Магомету принесли веревку, он прочитал одиннадцать стихов из Корана. Как только он произносил очередную строку, узел развязывался сам собой. Когда развязались все узлы, чары рассеялись. В суре (главе) CXIII Корана Магомет называет деяния волшебников "злом женщин, которые непристойно колдуют узлами". Ведьмы и волшебницы, по поверьям, могли удерживать под своим контролем ветер, если завязывали три узла на веревке или иногда на носовом платке. Когда три узла соответствующим волшебным образом были завязаны, ветер покорялся им. Поверье, что ветер можно держать в узде завязыванием узлов, восходит к легендам Древней Греции. Одиссей получил от Эола мешок с ветрами, которые помогли ему в его путешествии.
В черной магии Западной Африки завязывание узла и при этом произнесение имени человека дает завязывающему власть над названным человеком. Власть эта сохраняется столько времени, сколько остается завязанным узел. На западе Ирландии старый способ лечения заболевшего скота назывался "червячным узлом", это был кусок двойной бечевки, связанный определенными узлами, которую накидывали на спину животного. Если бечевка ложилась ровно, корова поправится, если будет скручиваться и путаться, животное умрет. В магии узлы использовали, чтобы удерживать и отпускать божества и силу как инструменты физического нападения и защиты, а также в волшебных ловушках. Волшебные узлы также обладают силой умерщвления. В соответствии со средневековой формулой, лестница ведьм, изготовленная из каната с девятью узлами, будучи спрятанной, может вызвать медленную смерть жертвы. Многие современные ведьмы используют узлы при колдовстве веревками. По одному способу ведьма должна завязать девять узлов во время монотонного песнопения или мысленного представления себе своей цели — как, например, успех предприятия или строительство нового дома. К моменту завязывания девятого узла колдовство заканчивается, а волшебная сила оказывается в этих узлах. В соответствии с некоторыми формулировками колдовство затем приводится в действие развязыванием узлов, обычно одного узла в день в течение девяти дней; по другим формулировкам, веревка должна быть связана в кольцо. Также колдовство веревками осуществляется сборищем ведьм. На веревках делаются мягкие узлы, а когда их развязывают, высвобождается магическая сила.