ЗАВИВАНИЕ И ЗАВЯЗЫВАНИЕ ДЕРЕВЬЕВ, ЗЛАКОВ И ДРУГИХ РАСТЕНИЙ
У русского народа широко бытуют обряды, связанные с повязыванием лент
на деревья. Основную роль в них играла береза. Символизм дерева вообще, и
особенно березы, мы уже рассматривали, поэтому нетрудно понять, почему она
имела такое значение в культе возрождающейся природы. Обряды, связанные с
березой, выполнялись на Троицу и семик, предшествовавший ей четверг. Эти дни
стали самым значительным летним праздником, отмечавшим окончание весны и
начало лета. На Троицу молодые березки срубали и носили по деревням,
вкапывали перед домами. В Белоруссии считается, что освященные на Троицу в
церкви березовые ветки имеют лекарственные свойства. Отдельные упоминания о
таких поверьях встречаются и в России.
Основным обрядом на Троицу для русских стало завивание (заламывание)
березки и плетение венков из березовых веток и цветов. О венках мы поговорим
отдельно в разделе о гирляндах и венках. Завивание березки имело магический
характер - этим подчеркивалось возрождение природы, и таким образом люди
старались помочь дереву и на следующий год так же воспрять после зимы.
Завиванием березок занимались обыкновенно девушки, хотя порой с ними
ходили и молодые женщины, а иногда и юноши. Первоначально этот ритуал был
связан с древними верованиями, таинствами матери-богини, широко
распространенными в эпоху матриархата, когда женщине и материнству
поклонялись как проявлениям божественного. Присутствие мужчин на таких
таинствах было святотатством, поэтому мужчины стали допускаться к участию в
таких ритуалах сравнительно недавно. Считалось, что мужской взгляд может
испортить завитую березку.
Вероятно, что известная народная песня "Во поле березка стояла"
изначально была женской ритуальной песней, уже позднее ставшей столь
популярной. Женщина пела о том, что она совершает древний обряд, "во поле
березку заломати" и, значит, "завить березку".
Девушки шли в ближайший лес большими группами, часто они, выбирали лес,
рядом с которым было ржаное поле. Здесь опять прослеживаются остатки культа
древней богини плодородия.
Ветки березы закручивали наподобие венка, иногда перевязывали их
лентами и плели из них косички. Иногда ветки березы пригибали до земли и
привязывали к траве. Традиционно девушки завязывали березку каждая для себя,
вероятно испрашивая милости у матери-земли. Однако часто в различных
областях завязывали березки и для всех своих родных и близких.
Завивали березки обычно в семик, но позднее, когда его перестали
праздновать как языческий праздник, березки завивать стали на Троицу,
Вознесение или на Егорьев день, что встречалось реже. Развивали березку
сперва на Троицу, а позднее на Духов день. Когда девушки шли развивать
березки, это сопровождалось плетением венков, пением, хороводами.
Считалось, что оставленная в поле молодая завитая березка сохранит его
от червей, заморозков, града. А если бросить ее в воду - лето не будет
засушливым.
Иногда вместо березки завязывали молодые клены.
Кроме обычаев, связанных с завиванием деревьев и заламыванием злаков,
существовали поверья, связанные с овощными культурами. Например, считается,
что 21 мая, в день Константина Багрянородного, необходимо проверить, не
появился ли на огурцах, кабачках или тыквах на вашем огороде первый цвет.
Если появился, то его надо перевязать красной нитью, вырванной из пояса или
платка, и проговорить: "Яко густо сей пояс (платок) вязался, щоб так и мои
огурки (кабачки, тыквы) густо вязались у пупянки в огудине!" В отдельных
областях красную шерстяную нитку повязывают на томаты, когда они зацветают,
приговаривая: "Яко солнце красное, яко нитка сия красная, пусть же так же
красны помидорки будут!"
Вспомним о том, что красными нитками, завязанными на запястьях и
лодыжках, можно лечить человека, разгоняя кровь правильным образом. А
символика красного цвета - символика солнечная, дающая силы, здоровье.
Значит, не только на человека действуют силы узлов и солнечная энергетика!
Завязыванием узлов на деревьях лечат болезни. Для этого два человека -
больной и знахарь
идут в лес, где больной становится под дерево, предпочтительно березу,
хотя можно и под дуб. Знахарь завязывает веревочные узлы на двух ветках над
головой больного и приговаривает: "Покинешь - отпущу, не покинешь - сама
сгинешь". Считается, что болезнь уходит из человеческого тела.
У многих народов существует обычай завязывать ленты на деревьях на
кладбищах. У разных народов применяются разные цвета этих лент, дай
назначение у них разное. Для одних белая лента - знак траура по ушедшим
близким, для других красная лента - своего рода подношение духам предков.
Такое внимание должно ублажать предков, снискать для потомков их
покровительство и защиту.