венки и гирлянды
Плетение венков и гирлянд, вождение хороводов издревле вошли в жизнь
славян как неотъемлемая часть весенне-летних обрядов. Скорее всего, можно
сказать, что эта традиция - одна из самых древних среди всех остальных
народных обрядов. Она связана с культом богини-матери, матери-земли, который
бытовал среди наших предков задолго до появления языческого пантеона таких
богов, как Даждь-бог, Перун, Beлее.
Почти все народы проходили стадию матриархата - когда люди жили
небольшими оседлыми группами. Роль женщины, от которой зависела численность
племени, а следовательно, и его благополучие, была чрезвычайно важна.
Зачастую племенами правили не мужчины, а мудрые матери-прародительницы
клана. Они устанавливали обряды, связанные с богиней-матерью, приносили ей
жертвы, предсказывали будущее.
Лишь значительно позже, когда племена выросли, когда появились зачатки
государственной системы, главой рода стал мужчина, с которым и пришли его,
мужские, божества. Однако культ матери-земли сохранялся и на протяжении всей
языческой истории славян, и в эпоху христианства, когда часть свойств
богини-матери перешли к Деве Марии. Именно потому, что на Руси культ
матери-земли был столь силен и популярен, Богоматерь и обрела такое влияние
у русских.
Венок, гирлянда, хоровод - это разные проявления одного и того же
образа. Во-первых, это слияние образа совершенства (круга) и единства
(кольца), во-вторых, все это связано с Богиней, женским началом,
плодонбшением земли и размножением людей.
И в наши дни девушки плетут венки, украшают ими свои головы, водят
хороводы. Зачастую они и не догадываются, сколь древней является эта
традиция.
Венки плетут летом на два праздника - на Троицу и на Ивана Купалу.
Троицкие венки плетутся для того, чтобы обратить к себе милость великой
богини или испросить милости для своих близких. Девушки ходили плести венки
небольшими компаниями, в которые не допускались мужчины. Считается, что
мужчина, случайно увидевший венок, может сглазить и венок, и девушку,
которая его сплела. Поэтому венки плетутся в укромных местах, где никто не
может увидеть их. Плели их разными способами, завивая ветки березы, как
цветы для венка, украшали лентами, выплетали косички. Многие способы
известны и до сих пор каждой девушке и женщине.
Заплетают венки в семик - четверг перед Троицей, а на Троицу девушки
отправляются в лес смотреть, что произошло с венком - сохранился он или
развился. Бытовало поверье, что если венок завянет, то беды и смерть ждут
девушку, заплетшую этот венок, или того ее близкого, на кого этот венок был
сплетен. Однако во многих областях завядший венок, наоборот, означал самую
большую радость в жизни женщины- счастливое замужество и много здоровых,
красивых детей. Если венок не засыхал, то желание, загаданное ею при
плетении венка, обязательно должно было сбыться.
Девушки надевают венки на голову и начинают водить хороводы, напевая
обрядовые песни. Потом с помощью венков девушки гадали, какая судьба их
ждет. Для этого они кидали венки в реку. Руками в воду венок кидают довольно
редко, обычно же девушка близко подходит к воде, низко нагибается над ней,
чтобы венок сам упал с головы. Иногда для пущей верности гадания девушки для
этого становились к реке спиной и выгибались назад.
Также известно, что в некоторых областях венки сначала кладут в воду,
умывают лицо водой, зачерпнутой из них, и лишь затем кидают на середину
реки.
По тому, как плыли венки, в какую сторону, с какой скоростью, кружились
на месте или нет, девушки гадали, что их ждет. Иногда, чтобы помочь им
разобраться, что значит то или иное поведение венка, с ними на реку
отправлялась умудренная годами пожилая женщина. Множество трактовок бытует
среди крестьян, живущих в разных областях. Однако есть и какие-то общие
черты. Например, потонувший венок сулил девушке смерть или измену любимого,
от того, в какую сторону венок плыл, зависело, куда она выйдет замуж.
Обряд завивания венков был связан с обрядом кумления - девушки пели
ритуальные песни, обещая быть друг другу навсегда родственницей и подругой.
Покумимся, кума, покумимся,
Чтобы нам с тобой не браниться,
Вечно дружиться.
В общем можно сказать, что подобные летние обрядовые действия
распространены у всех славянских народов, но только у русских они сложились
в троицкий обрядовый комплекс. Он состоит из шести наиболее важных
элементов:
1. Украшение домов, улиц зеленью, гирляндами, березами.
2. Завивание березок и плетение венков.
3. Кумление под березками.
4. Украшение березовых веток, с которыми затем гуляют, топят в воде или
оставляют на поле.
5. Бросание венков в воду, гадание по ним.
6. Обрядовая трапеза у девушек.
Другим праздником, на который девушки плели венки, был день Ивана
Купалы. Этот день широко известен своими мистическими свойствами - лучший
день для сбора трав и вообще для всякой ворожбы.
Праздник связан с языческим божеством Макошью-Купалой. Причем надо отметить, что Макошь являлась олицетворением богини-земли. Богиня-земля была тесно связана с культом коня как доброго и продуктивного начала, символа благополучия и размножения.
Вспомним здесь, что гирлянда в древней индийской традиции соотносилась с
конем. Поэтому мотив плетения венков становится понятнее.
Народная традиция объединяет языческие летние празднества русалий с
христианским праздником - Троицыным днем.
Как у нас в году три праздника: Первой праздник - Семик честной, Другой
праздник - Троицын день, А третий праздник - Купальница. Эти праздники
объединены культом воды, растительности и плодовитости. Девушки водили
хороводы вокруг березок, пели песни о яровой пшенице, об урожае, о девице и
молодце, обращались к русалкам, благодарили природу за благосклонность, с
которой она пестует людей. Праздник Ивана Купалы, по мнению ученых, по
обрядности и эмоциональному подъему во многом схож с древнегреческими
таинствами во славу доброй богини. Многое в этом празднике и от вакханалий,
когда люди радовались плодородию земли, плодовитости людей и животных.
Часто празднества на Купалу носили весьма разгульный и фривольный характер.