Тибетская книга мёртвых

ПЕРВАЯ СТУПЕНЬ ЧИКАИ БАРДО
____________________________________________________________

Близится время ухода твоего из этой Яви. Признаки Смерти в ощущениях таковы: погружение Земли в Холодную Воду. Тягость заливается, погружаясь, холодом. Озноб и налитие свинцом; Вода переходит в Огонь. Бросает то в жар, то в холод; Огонь переходит в Воздух. Взрыв и Распадение гаснущими искрами в пустоте. Это стихии предуготовляют нас к мигу смерти, взаимно переменяясь. Когда Огонь разлетается в Пустоте Воздуха, это пришло время для тебя войти в пространство Чикаи Бардо. Избегай рассеянности, соберись, гляди, слушай... Будь внимателен.

Попробуй распознать предвечную Троицу, Три-Кайю. Дхарма-Кайя, Закон, подобно пустынному небу без Воздуха, которое держится только Светом. Самбхога Кайя, Мудрость, подобна Радуге в Этом небе. Нирмана-Кайя, Воплощение, подобна Нимбу святых в земной юдоли. Скоро выдохнешь ты последним дыханьем, и оно прекратится. Тут увидишь ты предвечный Чистый Свет. Невероятный перед тобой распахнется Простор, безбрежный, подобный Океану без волн, под безоблачным небом.

Как пушинка будешь плыть ты, свободно, один. Не отвлекайся, не ликуй! Не бойся! Это миг твоей смерти!

Используй смерть, ибо это великая возможность. Сохраняй ясность мыслей, не замутняя их даже состраданием. Пусть любовь твоя станет бесстрастной.

После того, как выдох полностью прекратится, хорошо, если ктонибудь прямо в ухо отчетливо прочитает такие слова: "Ты сейчас в Предвечном Свете, пробуй остаться в этом состоянии, какое испытываешь".

Если ты видишь Блеск – это Блеск Предвечного Света Просветленной Яви. Пойми это. Твое теперешнее Сознание, не заполненное впечатлениями, звуками, картинками, запахами, воспринимает Само Себя, что и есть настоящая Реальность.

Твой собственный ум, больше небытийный, зияющий вечностью, это не пустота или беспамятство. Предоставленный только Себе, он сверкает, вспыхивает, горит – это и есть твое настоящее очищенное Сознание.

Твое сознание и сверкающий ум – нераздельны, это одно и то же. Их союз и есть Дхарма-Кайя, состояние Совершенного Озарения Предвечным Светом.

Ты сознаешь сейчас сверкание собственного очищенного, небытийного Ума.

Достаточно понять лишь это. Распознав, что в зиянии вечности ума и заключена устрашающе яркая Просветленность, воспринимая ее одновременно как Собственное сознание, это и значит удержать себя в (состоянии) божественной просветленности Будды.

Твое Сознание, зияющее, растворенное и нераздельное с Великим Блеском Предвечности, не имеет рождения и не знает смерти. Оно само и есть Вечный Свет – Будда Амитаба.

Соберись, ищи взором Предвечный Свет. Увидав, прими! Вот он! Воскликни. Не позволяй вниманию бродить бесцельно. Это встреча впрямую с последней истиной, Законом (Дхарма-Кайя). Сумеешь углядеть, распознать – ты станешь тем, что есть на самом деле. Узнаешь тайну, узнаешь морок Жизни и Смерти, станешь сам этим Светом. Это вертикальная тропа, доступная немногим.

Как учит северный буддизм, посредством "Великой Прямой Вертикальной Тропы" можно сразу освободиться, даже достигнуть Блаженства, вообще не ступая в пространства Бардо, не тяготясь длинной дорогой обычного пути, пересекающего бесчисленные равнины и теснины кармических миражей. Эта вероятность подстилает всю суть Учения Бардо целиком. Вера – это первый шаг на Тайном Пути, Ибо Вера – есть путь и одновременно то, как идти, ибо сказано: если ты совершенно уверен, что ты на верном пути – ты потерял его (Ветхий Завет). Поэтому следом за первым шагом второй шаг – Озарение. Ибо лишь Озарение страхует нас от потери почвы под ногами на истинном пути. С Озарением приходит Несомненность. А когда достигнута Исчерпанность Стремления, тогда приходит Свобода. Успех на этом Тайном Пути всецело зависит от развития души. Если способен смертный охватить открывающееся ему, если в силах он помереть в сознании, при полном опамятовании души своей в миг, когда расстается он с телом, если крикнет нисшедшему страшному свету: "Ты – это Я", – вмиг все цепи сансары (иллюзорности мира) лопнут, и Спящий очнется в Единственной Яви.

Чтобы такое суметь в загробье, надо потрудиться тут, в этом существовании. Опамятование души начинается при жизни, задолго до смертного часа. Увы! Такая духовность так редка, а распахнувшееся озарение так неожиданно, что вмиг равновесие нарушается и сквозь очередное беспамятство летим мы в нижние пределы Бардо. Буддийские Ламы пользуются таким примером для пояснения: это состояние подобно иголке, которая катится, вращаясь, по натянутой нитке. Пока иголка сохраняет равновесие – она на нитке. Когда со временем силы притяжения к земле берут свое, какой-нибудь конец перевешивает – иголка падает Вниз. В пределах Предвечного Света умирающий испытывает мгновенное совершенное равновесие и единение с Самим Собой. В этот трагический смертный час мы становимся на миг теми, кто мы есть На Самом Деле. Тот, кто ощущает, осознает, и То, что осознается, ощущается – становятся Одним и Нераздельным. Предмет и взгляд – сливаются. Наблюдатель и Явление соединяются целиком. Ощущение это столь необычное и непривычное, само по себе экстатическое, с такими сильными чувствами, что Сознание наше мутится от переизбытка (так от сильной радости падают в обморок), равновесие нарушается и игла срывается с нити и выпадает из пределов Предвечного Света.

ВТОРАЯ СТУПЕНЬ ЧИКАИ БАРДО
_____________________________________________________

Ты не увидел Предвечного Ясного Света. В преддверии следующего Бардо перед тобой может засветиться Вторичная ясность. Угляди ЕЕ! Если сможешь увидеть, назвать, приняв, мол, вот Он, вторичный Свет первого мига смерти, – многого избежишь из дальнейшего. Когда увидишь – назови своим любимым Божеством. Воскликни: "Господи! Ты ли это!"

Время вторичного Света длится несколько часов после того, как прекратилось дыхание. Жизненная сила уходит из тела через одно из отверстий, и тут наступает прояснение. Оказавшись Вне тела, первое, о чем вопрошает Сознание, – мертв я или нет? Мы видим родственников, друзей или врачей, как привыкли к тому, даже слышим, о чем они говорят. Где же я? – спрашивает очнувшаяся наша Суть, – если вон там лежит мое тело? Мы парим в тех же пределах мест занятий, людей, что и при жизни. Оглядев себя и сосредоточившись на подробностях руки или ладони, к примеру, мы обнаружим, что стали прозрачными, что наше новое тело – это всего лишь игра света, бликов. Стоит распознать это и не испугаться – вмиг придет Спасение. Откроется Тайная Тропа.

Это Вторичный Свет Предвечности. Как наяву, узнав в себе новое и приняв его, мы меняемся, становимся иными. Так и со Светом, распознав в нем себя, становимся им! Не узнав, не увидев света, мы тут можем встретить Часовых Вечности в любом обличье. Это помощники, Великие Образы Соединения все с тем же Предвечным Светом. Если не увидел ты света, однако очнулся, опамятовался и знаешь, где ты находишься, – держи одну мысль в голове: смирение! Кого ни встретишь – склонись и припомни хоть какую-то молитву из прошлой жизни, хоть что-нибудь, во что верил. Обличье Часовых обыкновенно соответствует нашим жизненным привычкам. Так, шиваиту явится Шива, А буддисту форма Будды. К христианину может прийти Иисус Христос; мусульманину – обличье Пророка явит себя; иудею – Моисей или один из Патриархов... и тому подобное. Обличье, принимаемое этими неведомыми сущностями, охраняющими Предвечность, сообразно ожиданиям и возможностям отходящего от этого мира сознания. Помирающему ребенку могут явиться его родители, мать или отец. И, наоборот, если ребенок помер раньше, он может встретить отца или мать, когда те помирают. Это может быть любимая сестра, давно умершая, или девочка, даже незнакомая, которая поведет нас дальше. Президента – может встретить некогда любимый министр, простого человека может встретить когдатошний вождь... Покорись и порадуйся проводнику. Обратись к нему с мольбой и откроется Великая Тропа. Чикаи Бардо длится 3-3,5 дня*.
_____
* Иногда это  состояние может  длиться до  семи дней, что, ¦впрочем, редко.  Лишь у тех, кто занимался своей духовностью (йогой или  другой любой  практикой  опамятования  души  при жизни), возможен  сознательный переход в лучший мир. Для них не прерывается сознание в миг смерти, как не прерывалось оно в миг  засыпания во время жизни. Научитесь входить в сон, не теряя  дневного   сознания,  не   забываясь,  и  вы  сумеете сохранить ясность в последнюю минуту.

Для многих это время беспамятства. Во время этого беспамятства Предвечный Свет озарял тебя, но ты был, как тело под Солнцем, лежащее на глине в бесчувствии.

Напомним, всего существует шесть Бардо. Три связаны с Жизнью, три – со смертью.

Первое Бардо – утробное, в ожидании Рожденья.

Второе Бардо – Сознательный Сон, когда знаешь, что спишь и себя помнишь.

Третье Бардо – мистическое Озарение, пребывание в Духе.

Четвертое Бардо (Чикаи) – Миг Смерти (3 дня).

Пятое Бардо (Хониид) – Кармические Наваждения, здесь мы разглядываем свое истинное Устройство, перебирая судьбинские четки (до 15 дней).

Шестое Бардо (Сидпа) – Поиск Нового Рожденья. Так и не очнувшись, ты провалялся под сверкавшим отовсюду Предвечным Светом в Чикаи Бардо. Теперь ты вынырнешь Сознаньем, отделенным от ненужной дольше плоти, в Хониид Бардо.

Будь осторожен и внимателен! Не спеши! Не пугайся! Ты умер! Пойми это и не прилепляйся к ушедшему, не береди чувства, не давай им разыграться и поглотить тебя. В страшные места могут увлечь нас волны переживаний. Соберись и гляди вокруг внимательным и добрым взглядом. Повиснет Свет перед тобой, как яркий мираж, играющий и слепящий. Внутри Света услышишь громы, будто схлопываются тысячи гигантских ладоней. Это звуки последней Сути. Не пугайся! Ничего не может тебе повредить, ибо тебя – нет! Поэтому ты можешь стать чем захочешь. Стань этим Звуком, откликнись на него. Эти миражи – ты сам! Тот, кого нет, заключает в себе ничего и все! Если ты не узнаешь, не откликнешься на видения и звуки, не углядишь в них себя и свое – обуяет страх!

Как сквозь подломившийся лед провалишься в иные миры настоящей беды и мучений. Остерегайся непроизвольных чувств. Пусть добросердечие твердости чистого, зеркального стекла будет твоим главным ощущением.

Бардо Смерти длится в среднем 49 дней, начиная со дня, как померший осознал свою кончину. Обычно за 3 дня это осознание наступает.

После того до 15 дня, приблизительно, мы бродим в Хониид Бардо. Затем – Суд и Сидпа Бардо, в котором мы ищем грядущего, как правило, беспамятного рожденья!

ХОНИИД БАРДО
ДЕНЬ ПЕРВЫЙ

Три дня ты не ведал про то, что с тобой произошло. Теперь, очнувшись, не спохватывайся – ты сильно переменился. Все переменилось, и ты стал другим. Не заглядывай в зеркало и не тереби своих близких. Ты увидишь такое, чего не видел; услышишь звуки, не похожие на земные. Источник того и другого Круг (мандала) твоего сердца. Это – ты, в той своей нераздельности, где нам доступно Озарение. Середина Окоема первого дня – это владение Белого Будды, Вайрочаны. У него слепящее белое тело, которое светится чистым голубым светом. Он сидит на троне – льве и держит в руке колесо о 8-ми спицах*.
_____
* Архиерейский  крест  восьмиконечный,  звезда  Астарты  и ¦восьмеричная  суть   нашей  природы,   см.   также   Карлоса Канстанеду "Сказки  о Могуществе"  про 8  и 6  граней нашего устройства ("Tales of Power").

Его обнимает Аксадатис, Божья Матерь Простора и Неба. Так ярок этот Свет, так страшен его пламень, что легко убояться.

Кто не убоится, поверит в () пламень и примет в себя – спасется от великой боли и мучений Бардо.

Чистое голубое пламя смешано со спокойным белым светом Дивов, Полубогов. Книга Мертвых советует избегать белого ровного пламени, оно может увлечь и помешать нашему пути. Пути богов отличны от путей человеков. Пусть голубое пламя укрепит, а Богоматерь Простора и Неба обласкает и поддержит – таков совет Книги.

Разглядев в Белой Фигуре, окутанной голубым пламенем, Себя, почувствуй обьятье Божьей Матери Простора на своей шее, стань Белым Буддой!*
* Дело в  том, что по учению Совершенной Школы, Отец – это то, что  появляется; Мать – это сознание или осознание того, что является взору. Так явление  жизни –  это отец.  Мысль, их  описывающая, осознающая, – это мать. Явь вокруг – это отец. Наши сны яви, представление о жизни – мать.     Соединяя в  любовной близости Явление и Знание о нем, мы достигаем единства  не только  в Бардо,  где Представление и Тело, Вещь  равновелики по плотности, но и наяву, когда дела и слова  наши больше  не расходятся.  Ибо узнав, ты в тот же миг становишься тем, кого или что узнал.

ВТОРОЙ ДЕНЬ

Это день ясности белого огня Восточной стороны, в этом белом чистом пламени заключены Счастье Проникновения и Мудрость Зерцала. В этот же день явится за грешником ад, растворит свою страшную пасть, откуда струится темный свет. Злые дела или гнев могут толкнуть тебя, потянуть непреодолимо к дымчатому темному свету Ада. Он покажется таким теплым, согревающим. Жесткий блеск спасения устрашит. Не гляди в ту как будто ласковую дымчато-темную сторону. Это путь в адовы миры, откуда долгим будет путь наружу. Стерегись гнева, в особенности здесь, в Бардо. В этот второй день ты еще можешь увидеть оставшихся позади, в земной юдоли, услышишь, как они спорят, разделяя твое имущество. Поймешь, что позабыла тебя любимая жена. Не дай Бог ты разгневаешься – вмиг потянет к себе темный свет и растворится адова дверь.

Шесть божественных фигур-знаков появятся в ореоле радужных полос. Придет Несокрушимый Будда Востока. У него ярко-синее тело, окутанное чистым белым светом. Он едет на троне-слоне и держит скипетр с пятью шипами в своей руке. Его обнимает Локана, Богоматерь Мудрости Зерцала. Им прислуживают и сопровождают два мужских божества: Любовь и Порядок; и два женских: Красота и Свершение.

Ясное, чистое белое пламя так ярко сверкает, так слепит, что глазам больно на него глядеть. Ясный белый огонь смешан с дымчатым черным светом, этим агатовым цветом светятся Ад и Зло. Худое в человеке отвергнет слепящее белое пламя, как чужое, и устранится человек. Соблазнится он и последует за дымчатым, мерным огнем. Удержись от соблазна: дымчатый черный огонь ведет к страданию, к неопределенному и Беззащитному Будущему.

Вглядись в яркое сияющее белое пламя и вбери его в Себя. Пусть Богоматерь Зерцала в этот миг соединится с тобою, распознавшим себя в Белом пламени.

ТРЕТИЙ ДЕНЬ

В этот день воссияют чистые желтые огни Южной стороны нашего Окоема Сердца, стороны Нераздельной Мудрости. Шесть божеств в ореоле огней радуги восстанут с Юга, Ратнасамбвабва, Будда Юга, с желтым телом, излучающим желтое чистое пламя. Он едет на лошади-троне и в руке держит желтый алмаз. Его обнимает нежно и едет с ним Мамаки, Богоматерь Нераздельной Мудрости. Их сопровождают вновь два мужских божества: Небо и Доброта; и два женских божества: Терпеливость и Набожность.

Трудно глядеть на этот желтый яркий огонь, так нестерпимо сияет желтое пламя.

К желтому пламени подмешана тусклая голубоватость земной юдоли. Дурное в нас отчуждит, оттолкнет нас от желтого огня, устрашится человек ясного желтого пламени и потянется за спокойствием голубоватого света. Удержись! Избегай голубоватой тусклости! Если пойдешь к ней – вернешься к новой жизни, рождению, старости, болезни и новой смерти без озарения – печальная остановка в пути. Вывалишься в беспамятную земную юдоль, не выбирая, в самое скверное, куда сдернет соблазн.

Потянись и прими в себя желтое, ясное пламя, соединись с Богоматерью Нераздельной Мудрости!

ЧЕТВЕРТЫЙ ДЕНЬ

Это день чистого красного пламени Западной стороны, где царят Мудрость и Размышления. И здесь появятся шесть божеств, все в радужном круге. Первый появится Амитаба, Будда Западного Предела, Всераспознающий Ведун. У него тело красное и светится чистым красным пламенем. Он сидит на троне-петухе и держит в руке Лотос. Его обнимает Пандарвазини, Божья Матерь Мудрости Знания. Два мужских божества им сопутствуют: Прощение и Добродетель. И женских два божества: Песни и Огня. Так силен красный чистый пламень, что трудно глядеть на него. Он смешан с тусклым ровным красноватым светом Земного удела. Плохая карма может отвратить тебя от чистого пламени, испугать яркого света и вызвать соблазн укрыться в спокойной красной тусклости, подмешанной к красному сиянию.

Беги от тусклого красного света – это путь в юдоль несчастливых неприкаянных духов – там нет освобождения никогда. Соберись взором на ярком пламени, разгляди в нем себя, допусти в себе столь сильную перемену и стань этим огнем. Так наяву, в жизни, мы меняемся раньше, чем заметим перемены, которые нас делают порой неузнаваемыми. И страшно, жутко допустить, что стал вот таким! Однако допустив, мы превращаемся в то, что вначале, как бы со стороны, рассмотрели чужими глазами. В этот день из-за сильных привязанностей, мести чувств или земной любви рождаются Привидения. Несчастливые духи, связанные местом и сюжетом страданья. Их дальнейший путь к спасению через Бардо невозможен. Только родившись опять на Земле, после отпущения, истечения срока заключения в виде духа, Привидения и т, д., – они могут вновь попробовать Бардо и путь наверх!

Прими в себя красное пламя и соединись в одно с Повелителем Западного Предела, соединись с Богоматерью Раздельной Мудрости.

ПЯТЫЙ ДЕНЬ

В этот день Чистый Зеленый огонь воссияет с Северной стороны, где правит Мудрость Свершения. Шесть божеств в свете Радуги придут со стороны Северного Предела. Амогасидхи, Бесстрашный и Сверкающий Будда Севера, появится на гарпии-троне. В руках он держит скипетр о четырех головах в виде креста. С ним, обнимая нежно, едет Тара, Богоматерь Постоянства и Разрешения.

У Повелителя Зеленое тело, которое ярко светит чистым зеленым пламенем.

Два мужских сопровождающих божества: Форма и Ясность. Два женских божества свиты – Суть и Сущность.

Яркое зеленое сияние смешано с тусклым зеленоватым светом Ревности и Зависти.

Испугавшись слепящего пламени, ты можешь укрыться в этом тусклом спокойствии. Остерегись! Тусклый зеленый свет ведет в мир вечной вражды и бойни злых великанов. Твой путь прервется надолго и самым печальным образом.

Гляди в упор в сверкающее пламя! Не бойся и прими огонь в себя! Соединись с Мудростью Свершения и пусть Богоматерь Постоянства и Разрешения обнимет тебя.

ШЕСТОЙ ДЕНЬ

Все знаки божеств и тайнопись твоего светового устройства один за другим явились тебе и ты не распознал в них себя, не закутался в радугу чистых тонов. Ты остался по-прежнему тем, чем ты кажешъся себе. В этот шестой день все четыре чистых пламени загорятся перед тобой: белое, желтое, красное и зеленое пламя. Так сияют главные стихии: Воды, Земли, Огня и Воздуха. Все вместе, пять Будд – Повелителей 4-х Пределов и Вайрочана, Белый Повелитель Центра, явятся вместе с Богоматерями и сопровождающими божествами, описанными выше*.
______
* Все эти  многочисленные божества  суть Образы верящего в ¦них. В Тантризме  говорится, что  Богини –  это лишь знаки на Пути движения  внутри нас  в помощь  или во вред движенью. И если возникает сомненье в божественности этих Божеств, пусть Идущий себе  скажет: "Вся  нежить, Дакини, Эльфы и Русалки – лишь воспоминание  тела, которого  уже нет".  И пусть помнит отчетливо, что Божества составляют Дорогу. У иудейского  кабалиста обличье этих божеств будет иное, вместо Дакинь появятся Привратники или Стражи Порогов. У христиан  вся наша подноготная русалочья и лешаковская суть обнажится  в этих образах. Тут и старичок может подойти в узорчатых  лапотках, и  бесы-дедотыкомки станут пакостить, проверяя, испытывая  наше отношение. Помните, как в сказках, все эти  существа –  полоски Пути:  ошибешься  –  провалится Дорога впереди. А позади дороги с самого начала нет. Вот почему во всех этих мирах нельзя Оглядываться.

Всего числом 42, из пяти Пределов Любви в тебе. Соединись с ними, полюби их и, вступив в любовную близость, стань нераздельным с тем, что лучшее в тебе!

Они все устремятся к тебе в невероятном сверкании огней, которые горят для тебя.

От Белого Будды, Вайрочаны, Чистое голубое пламя так и брызжет из перевернутых чаш Мудрости, окруженных меньшего размера чашами, потом еще меньшего и так до бесконечности – все сверкающие и льющие чистое голубое пламя.

От синего Будды, Аксобья, сияет белое чистое пламя Мудрости Зерцала, окруженное меньшего размера зерцалами, еще меньшими – и все – сверкающие светлым белым огнем.

Из перевернутых чаш Повелителя Южного Предела, Ратнисатбабы, льется желтое чистое пламя Нераздельной Мудрости, главные чаши окружены меньшими, и все они изливают на тебя желтый светлый огонь.

От Амитабы исходит чистый красный огонь, пламя Мудрости Раздела льется из перевернутых чаш, окруженных меньшими и еще меньшими и так до самых малых, Из всех льется и каплет яркое красное пламя.

От Амогасидхи, Повелителя Севера, Зеленый Свет не так силен; Мудрость Всесвершения уже отдалилась.

Все вместе они явятся перед тобой. Не вздумай выбирать! Погрузи себя в состояние Нерожденной Мысли, когда не появляется в нас никаких предложений, никаких заключений или формул Ума. Никому не отдавай предпочтения, попробуй соединиться, не погружаясь в безбрежность. Полюби их всех, пожалей эти чудные видения – они отражение твоих огней. Ты глядишься в Себя – попробуй узнать свое доселе неведомое.

Вместе с ясными огнями будут гореть шесть тусклых огней, шести миров, где нет спасения: тусклый белый, зеленый, желтый, (), красный и тускло-черный, дымный. Не соблазнись! Ты попадешь в миры, где нет уверенности и защиты.

Счастье – есть Близость Любовная. Соединись с Богиней – обретешь бессмертие. Соединись с Собой – Всепроникнешь и не будет тайны для тебя.

Шестой день – последний для круга чакрама Сердца. Не разобрав Знаков, не распознав собственного пламени, соскользнешь вниз.

СЕДЬМОЙ ДЕНЬ

В этот день ты очутишься в круге чакрама горла, который заведует Знанием. Это плоскость и круг (мандала) Знания и Ведения. Многоцветные огни, подобные Северному Сиянию, будут трепетать над тобой. Божества чувств придут с четырех сторон и центра. У каждого божества черепная сошка и череп в виде чаши, наполненной кровью. Правая рука поднята высоко в жесте обольщения*.
_____
* Средний палец  соединен с  большим, безымянный  уперт  в ладонь, а указательный и мизинец вытянуты. Из центра в кружеве радужных огней появится Верховный Ведун, Белоснежный Повелитель Танца, приплясывающий, излучающий пять тонов, в объятиях Красной Дакини*.
_____
* Дакиня – это Фея, Суккуби, божество нижних пределов.

Из Восточного Предела Круга придет Земной Ведун, улыбающийся, танцующий, весь в белом, в объятиях Белой Дакини. От Южной стороны придет Ведун Жизни, в желтых одеждах, он улыбается и танцует в обьятиях Желтой Дакини. От Западной Стороны Круга явится Ведун Знака, он улыбается, танцует в красных одеждах. Его обнимает Красная Дакиня. С Северной Стороны придет Ведун Озарения, он наполовину улыбается, другой половиной лика хмурится, в зеленых одеждах он танцует в объятиях Зеленой Дакини. Их окружает множество Дакинь (Фей и Волшебников), мужского и женского пола, с дудками, барабанами, карнавальными флажками и лентами. Они воскуривают фимиам, танцуют легко и непринужденно под гул раздающейся повсюду громкой музыки. Они пришли вознаградить добро и наказать зло.

И такими яркими огнями светят эти Божества Чувств, что глаз едва выносит это сияние. Одновременно спокойный ровный свет () животной жизни льется на смотрящего.

Дурное внутри постарается отвратить тебя от ярких огней и толкнет к тусклой голубизне. Остерегись! За ровным голубым Светом скрывается много долгих мучений.

Не бойся громов как бы изнутри этой яркой толпы, вдруг страшных всплескивающих криков: "Убей! Убей!"

Их правда и твоя правда – одно. Замешайся меж них: стань одним из танцующих. Проси у Дакинь подарка и помощи, и они примут тебя в свое число. Приняв в себя сверкающие пять огней, ты станешь Божеством Чувств и сможешь попасть в Предел Рая.

8 – 14 ДЕНЬ

Эти дни – время Божеств и Знаков Рассудка. Они рождаются и возникают на круге (мандале) Разума, где располагаются владения единственности.

Они похожи на Божеств Чувств, отличаясь источником круга. Узнай тебе явленное, допусти и стань этим – ты освободишься. Знаки свободы таковы: безоблачные небеса, яркое сверкание Солнца, сладкий запах благовоний и чудная, таинственная музыка в воздухе.

Книга Мертвых – это наставление для Живых. Изучай Знаки и печати тайного своего устройства, картины Храма Своей Души, и ты легко распознаешь Живые Знаки Хониид Бардо, Тщись пока живой. Во время Бардо Смерти, как во сне, очень трудно удержать сознание. Мысли легко путаются, память гаснет, а страхи, чувства обретают большую силу и власть над нами.

Стоит побежать в ужасе или застыть в бессилии и страхе и вмиг, ломая тонкую хрупкость плоскостей разных кругов Души, провалишься вниз. Самый умный может поскользнуться. Ленивый и глупый, на миг спохватившись, выскользнет и спасется.

Не всем обязательно бродить по Пределам Смерти. В момент Смерти Предвечный Свет озаряет тайную, вертикальную тропу мгновенного озарения.

Кто узнал этот свет, тот достигает Дхарма-Кайи, превращаясь в Того, кому не нужно читать Бардо Тодол.

Кто в Хониид Бардо узнал образы Радостных и Гневных Божеств, тот проснется, очнется, опамятуется в Самбхога-Кайе, и тогда, Пробужденный, разорвав круг обычных смертей и рождений, по желанию может возвратиться на землю, в человеческое существование, в виде Божеского Воплощения, чтобы спасти человечество, приподнять его над тленом. Если узнавание затянулось до Сидпа Бардо, то очнется узнавший себя в Нирмана Кайе, плоскости бытия много ниже.

Одако и тут много возможностей вновь родиться на Высоких Местах; в мире Дивов, мире Асуров или Людей, где рожденный продолжит прерванное смертью продвижение в развитии с того же самого места. Так осуществляется неразрывность Судьбы у тех, кто поднялся в своем жизненном движении до отдельной, личностной судьбинской стези.

Так что и на 8-й день не все еще потеряно.

ВОСЬМОЙ ДЕНЬ

Будь внимателен и слушай! Это день, когда явится Будда-Херука, Будда Мужественности, из центра Круга (мандалы) Разума. Он является потому, что ты не стал никем из тех Божеств, которые приходили к тебе ранее.

Наше истинное устройство можно уподобить Храму, который во время жизни мы строим иль разрушаем. Теперь, вне жизни, разглядывая четыре Предела Храмового Круга, начиная сверху, мы встречаем живые Воплощения своих усилий, желаний, мыслей и не можем в них узнать себя. Ибо Храм мы не видели в Яви и воспринимали лишь Аллегорию, тогда как воспринимать надо буквально! "Будьте как дети!" – сказал Христос, сиречь не наивны, но буквальны!

Будда Мужественности одет темно-коричневым цветом и светится пламенными языками. У него три головы и в каждой три широко раскрытых глаза. У него тесть рук и четыре ноги. Левый лик – красный, правый – белый. В центре – Лик темно-коричневый. Его головы обрамлены венком из черепов и увенчаны Знаками Луны и Солнца. С плеч его свешивается гирлянда из человеческих отрубленных голов, нанизанных на вервь из черных змей.

В его первой правой руке Колесо; во второй – Меч; в третьей – Боевой Топор.

В первой левой руке у него колокольчик; во второй – череп; в третьей – соха. У него ужасающий взор и он все время смигивает, мигает очами. Зубы высунуты наружу и заходят верхние за нижние.

Он говорит грохочущим, взвизгивающим голосом. Власы его топорщатся и светят красно-коричневым пламенем.

Его обнимает Кротишварима, Богоматерь Женственности. Правая ее рука закинута ему за шею (шея одна – три головы). Левой рукой она подносит ему ко рту раковину, наполненную кровью. Оба тела светят ярким огнем, оба несут скипетры пламенные. Одна нога у ней согнута, другая – прямая.

Их несут на платформе рогатые существа: наполовину орлы, наполовину люди.

Не бойся! Не поддавайся мороку! На самом деле, это Небесные Отец – Мать Вайрочана, однако в Мыслях твоих они теперь выглядят по-иному.

Отвергнутые, они Любовь заменили Гневом. Узнай их, допусти, как они есть, и прими их в себя, в свой Храм – и спасешься!

ДЕВЯТЫЙ ДЕНЬ

В этот день Важра-Херука, Будда Ордена Важра, придет с Восточной Стороны. Он лишь потому является тебе, что ты не распознал приходивших прежде него. Он белого цвета и окутан пламенем. Подобно Будде восьмого дня, у него три головы с тремя глазами в каждой, шесть рук и четыре ноги. Кто способен, пусть разгадает эту печать. Разгаданный Знак открывает Ворота Востока.

В его первой правой руке скипетр; во второй – череп; в третьей – боевой топор.

В его первой левой руке – колокольчик; во второй – наполненный кровью череп; в третьей – соха. Его нежно обнимает за толстую шею Важра-Кротишварима, Богоматерь Ордена, правой своей рукой. Левой рукой она подносит ко рту ему красную раковину с кровью.

Не бойся! Эта парочка на самом деле переодетые Божественный Отец и Мать Аксобия. Так они выглядят в твоих размышлениях. Попробуй их разгадать, узнать и принять за тех, кто они на самом деле. Воскликни: "Узнал!" Это Нераздельная Мудрость и Несокрушимость! Тут же для тебя распахнутся врата, и ты, став тем, что разгадал, войдешь в спасительный Восточный Край своего окоема.

ДЕСЯТЫЙ ДЕНЬ

Этот день принадлежит Ратна-Херуке, Будде Ордена Драгоценного Камня Юга. И он приходит лишь оттого, что не распознал ты до него приходивших.

Он желт и в пламени. Подобно другим двум до него, обладает трехглазыми головами, шестью руками и стоит на четырех ногах.

В первой руке у него изумруд; во второй – трезубец; в третьей – булава. В первой левой руке он держит колокольчик; во второй – череп с кровью; в третьей – трезубец. Его обнимает Божественная Матерь РатнаКротишварима. Правую руку она закинула ему за шею, а левой подносит ко рту кровью наполненную красную раковину.

Попробуй не испугаться и разглядеть их. На самом деле эта парочка – Будда-Богоматерь Ратнасамбаба: так выглядит Нераздельная Мудрость в соединении с Богоматерью Неразличения, рождаясь из твоих мыслей.

Распознай их, прими в себя и соединись – достигнешь Благости и счастья.

ОДИННАДЦАТЫЙ ДЕНЬ

В этот день приходит Падма-Херука, Будда Ордена Лотоса из Западного Предела. Ты не узнал приходивших до него – теперь он приходит, Темно-красный и весь в пламени. Три глаза широко распахнуты и страшно глядят от каждой из трех голов. У него шесть рук и четыре ноги. В первой правой руке – лотос; в средней – трезубец; в третьей – булава. В левой первой руке – колокольчик; во второй – череп-кубок, наполненный кровью; в третьей – барабан.

Его обнимает Падма-Кротишварима, Богоматерь, правой рукой за шею, а левой к губам его подносит красный кубок-раковину с кровью.

Не становись в тупик. Это Амитаба и Богоматерь Мудрости Знания, такими они рождаются из твоих мыслей. Узнай их и прими, соединись с ними в одно, стань ими и обретешь Счастье.

ДВЕНАДЦАТЫЙ ДЕНЬ

В этот день явится Карма-Херука, Будда Ордена Кармы с Севера. Он темно-зеленого цвета и весь в пламени. У него три головы, по три глаза у каждой; шесть рук и четыре ноги.

В правых руках последовательно он держит: меч, трезубец, булаву. В левых: колокольчик, череп с кровью, соху. Его обнимает Богоматерь Карма-Кротишварима правой рукой за шею, левой она подносит ему раковину с кровью.

Не пугайся! Это Знак Соединения Божественных Отца и Матери Амогасидха. Так они выглядят в свете твоих мыслей. Не убоись и распознай их истинное обличье. Так, увидев Льва (гласит притча), дрожит от страха человек, думая, что Лев живой. Однако, стоит человеку понять, что это чучело Льва, как страх пропадает. Так все эти фигуры – суть творения наших Дум. Не бойся, соедини свое свечение с их, вступи в любовную близость, проникая взаимно – и ты освободишься.

ТРИНАДЦАТЫЙ ДЕНЬ
_________________________________________________

В этот день много устрашающих божеств появятся перед тобой. Все ужасней их вид и строже, настойчивей кошмар, в который мы проваливаемся, как в трясину, не сумев распознать Знаков и Образов.

От восьми сторон Круга (Мандалы) Разума раньше других явятся восемь Богинь Смерти.

Богиня Белой Смерти, от Восточной Стороны, огромной правой рукой держит труп она, как дубину, в левой руке кровью наполненный кубокчереп.

Богиня Желтой Смерти приходит с Юга, с Луком и Стрелами.

Богиня Красной Смерти от Западного Предела несет с собой Штандарт с изображением крокодила.

Богиня Черной Смерти появляется с Северной Стороны и несет в одной руке Скипетр, в другой – наполненный кровью череп-кубок.

Красная Богиня Смерти, от Юго-Востока, в правой руке держит вырванные кишки, которые она засовывает себе в рот левой рукой.

Зеленая Богиня Смерти идет с Юго-Запада, в левой руке несет кубок-череп, наполненный кровью, а правой рукой помешивает в нем скипетром, пьет и радуется.

Желтоватая Богиня Смерти идет с Северо-Запада, отрывает у трупов головы, выдирает сердца, собирает их в правую руку, а левой засовывает безголовые тела в рот, жует и чавкает счастливая.

Голубая Богиня Смерти с Северо-Восточной Стороны отрывает головы у трупов и бросает их себе в пасть, перемалывает их; как орехами щелкает и веселится.

Эти восемь Богинь Смерти окружают Пять Божеств Рассудка, которые тоже появляются в это время.
Из внешней части Круга Восемь Божеств с головами животных придут от Восьми Сторон.

С Востока появится темно-коричневый Лев-Человек (человек с головой Льва) с руками, скрещенными на груди, потрясая гривой и зажав труп в пасти.

Красный Тигроголовый Человек придет с Юга, с руками, скрещенными внизу тела, издавая жуткий рык и обнажая страшные белые клыки, вперяясь жутким взором выпученных глаз.

С Запада придет Лисоголовый Человек. У него нож в правой руке, кишки – в левой. Он рвет их зубами, слизывает кровь и веселится.

Темно-() Человек с Волчьей головой появится с Севера. Он рвет труп обеими руками и страшно глядит выпученными глазами.

Желтоватый с Головой стервятника Человек появится с Юго-Востока с огромным трупом через одно плечо и скелетом в другой руке.

Темно-красный с Головой Птицы Человек Юго-Запада также несет на плече гигантский труп.

Черный с Головой Ворона Человек в левой руке держит череп, в правой – меч. Рот у него набит сердцами и кусками легкого.

Темно-синий с головой Совы Человек придет от Северо-Восточного Предела со скипетром в правой руке, черепом в левой, рот у него занят жеванием, он глотает.

Не бойся! Это все мысли твои – из них рождены эти устрашающие живые Знаки. Разгадай их!
Это ты – этот труп, и ты – пожирающий. Соедини одно с другим и придет освобождение.

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ ДЕНЬ
____________________________________________________

В этот день придут четыре стража Порога*.

* Сравни со стражами Порога в Кабалле (книге Зогар); Христианские стражи Первого, Второго и т.д. Порога.

Белая с головой тигра Богиня от Восточной Стороны, с нацеленной нам в грудь тростью в правой руке и наполненным кровью черепом-кубком – в левой.

Желтая с головой дятла Богиня с Юга придет с петлей. Красная с головой льва Богиня Запада несет с собой длинную цепь. Зеленая с головой змеи Богиня Севера придет с колокольцем. К ним присоединятся затем Херуки-Будды в объятиях своих Богоматерей; Богини Смерти; Животно-Головные Божества; всего тридцать числом.

Не бойся! Это все порождение твоих мыслей, их облик, требующий твоего признанья! Приветь их, как они есть.

Придут другие. От каждой из четырех главных сторон придут по шесть животноголовых богинь;

С Востока придут: темно-коричневая с головой Яка, со скипетром и черепом; желто-красная Змееголовая Богиня с Лотосом; черно-зеленая с головой Леопарда, в руках несущая трезубец; синяя обезьяньеголовая с колесом; красная с головой Медведя будет вращать бешено короткий дротик; белая с головой Медведя будет с петлей, сделанной из человеческих кишок.

С Юга придут: желтая с головой Летучей Мыши Богиня, размахивающая острым ножом; красная с головой Крокодила с погребальной урной в руках; красная со скорпионьей головой и с лотосом в руке; белая с головой Ястреба со скипетром в руке; темно-зеленая с головой Лисицы и с дубинкой в руке; черно-желтая с головой тигра придет, держа кубокчереп с кровью.

С Запада придут таких шесть Богинь: черно-зеленая с головой Стервятника и с булавой; красная с головой Лошади, с огромным сундуком, набитым трупами; белая с головой Орла будет вращать дубинкой; желтая собакоголовая Богиня со скипетром и острым ножом; красная с головой филина и луком со стрелами в руках, нацеленными, готовая выстрелить; зеленая с головой Лося и с урной погребальной в руках.

С Севера придут: голубая Богиня с волчьей головой, размахивающая крюком; красная с головой козы и выставленной вперед острой тростью; черная с головой дятла, держащая в руках петлю с нанизанными на нее клыками; красная с головой вороны и трупом ребенка в руках; чернозеленая со слоновьей головой и огромным трупом на плече, пьющая кровь из черепа-кубка; синяя змееголовая Богиня вся в кольцах опутавших ее змей.

В дополнение появятся четыре мистические Богини Врат. С Востока – черная с головой кукушки и железной лапой; С Юга – желтая с головой козы и с петлей; с Запада – красная с головой льва и цепью в руке; с Севера – черно-зеленая с головой змеи.

Размер этих Божеств простирается от 18 наших ростов до величины горы.

Распознай эти живые иероглифы, прочитай тайнопись собственного устройства и разом станешь тем, что ты есть на Самом Деле! Соединившись с собой – выскользнешь и спасешься.

Это последняя возможность досрочного освобождения. Если дрогнешь, испугаешься – тут же почувствуешь, как ты проваливаешься вниз, туда, где Боль и долгое томление Бардо, где Будущее неопределенно и нет у нас защиты.

Князь Смерти напустит жути, устрашающие лики божеств так и вперятся в тебя. У них стеклянные твердые глаза; верхние зубы кусают нижнюю губу так, что льется кровь; их волосы замотаны в пучок на макушке; у них раздутые животы. В руках они несут твое кармическое, судьбинское Дело-Свиток. Раздирающе пронзительны их мерзкие вопли: "Убей! Убей!"

Таков их внешний вид. Ты можешь узнать их по ухваткам: они пожирают мозги, пьют кровь, вырывают сердца и отрывают головы. Не бойся! Тебя нельзя убить, нельзя растерзать в земном смысле. И божества эти лишены земной плоти. Все это ожившие божественные Знаки Рассудка. Проси у них помощи, как у мыслей твоих! Молись о подмоге, обращаясь ко всем, кого вспомнишь. И страх пройдет. Не сможешь справиться со смятением – быть тебе в Их Сидпа Бардо, Бардо Следующего Рождения.

СИДПА БАРДО
ПЯТНАДЦАТЫЙ ДЕНЬ
____________________________________

Хониид Бардо пролетело перед глазами, как сон, вырождаясь в кошмар к концу. Не распознав живых Знаков, ты не смог воплотиться. Ты не узнал Себя ни в одном круге (мандале), бежал, как от страшных сновидений, от ликов и фигур, обступивших тебя: хотя чем нам может повредить собственное сновидение?!

Теперь ты в Сидпа Бардо. Рождение в Бардо не похоже на земное. Твое сознание выныривает, как голова из мутной воды, и вмиг ты – есть!

Подобно форели, выпрыгивающей из воды, вдруг ты очнешься. Рождение в Бардо так описано древним учением:

У тебя тело похоже на прежнее. Все чувства при тебе, ты в движении свободен. Обладая сверхъестественными кармическими силами, ты способен видеть другие существа Бардо, и они тебя видят.

Тело твое подобно твоему прежнему, но оно совершенней, ибо рождено из надежд и желаний, знаков грядущего. Если ты очень пристально вглядишься – увидишь прозрачную игру огней вместо плоти. Чуть отвлекись – и вновь плоть затвердеет на глазах.

Видения посетят тебя: будущего твоего рождения, мест и тех, с кем суждено будет снова жить.

Не тянись им вслед, не обольщайся – это долгий путь страданий Бардо. До вчерашнего дня ты не смог принять в себя и самому войти, соединиться в любовной и всепринимающей близости с божествами, что являлись тебе одно за другим. Хониид Бардо промчалось жутким сном, в котором ты не увидел, не узнал и не вспомнил себя.

Здесь и сейчас, в Сидпа Бардо, исключительно важно себя не утратить, не отвлечься и не дать чувствам увлечь тебя, Будь благожелателен и бесстрастен, подобен истинному Йогу, и ты сможешь выбраться отсюда либо воплотиться, не утрачивая сознания и памяти, на худой конец, вновь родишься, хотя и беспамятный, но выше и благоприятней рожденьем.

Если не поддашься искусу вовсе, ты освободишься без того, чтобы войти вновь в материнское чрево. Не можешь удержать сознание, теряешь себя, тогда думай о Боге своем, об Учителе или Человеке, который светил тебе в жизни и согревал. Думай про любое из высших, добрых Существ, вообразив их короной на твоей голове. Пусть Господь или Святой, их облик увенчает тебя.

Попробуй прислушаться к этому Знанию. Огромен искус в Сидпа Бардо. В остроте чувств, со способностью перемещаться мгновенно по желанию, даже если при жизни был согбен и немощен, ты можешь захлебнуться от радости. Удержись. Ты – в Сидпа Бардо. Осознай это! Отдай в том отчет и осади волнения.

Ты больше не стеснен плотью, в этом кармическом теле ты можешь проникнуть сквозь толщи стен, скал и даже гор.

Это еще одна проверка и свидетельство, что ты – в Сидпа Бардо. Сверхъестественные силы кармы позволят тебе в мгновенье очутиться в избранном месте. Ты можешь менять свою величину, форму и даже число. (Так скидываются колдуны котами или собаками. Или, раздвоившись, оказываются в едином мире в двух разных местах.) Не пугайся и не обольщайся этими новыми способностями. Если ты видишь других существ в Бардо и они тебя видят – это означает, что ты увидел не только обитателей Бардо, но среди них есть те, с кем сведет тебя будущая твоя судьба.

Ты можешь посетить все миры, даже Саму четырехликую Гору Меру можешь пронизать насквозь. Два места недоступны тебе, разве что ты исключительного развития Духовности: Великий Центр Души и Материнская Утроба. Так силен свет, такое жуткое сверканье идет оттуда, что не приблизишься. А приблизиться – так устрашишься и отойдешь.

Если ты при жизни был подготовлен, ты увидишь Богов иль Ангелов. Звездные глаза присмотрят за тобой, но ты навряд ли их заметишь. Способен увидеть ты тех, кто ровен иль ниже тебя.

Наконец, увидишь ты людей и услышишь голоса в Земной юдоли, которую покинул. Ты заговоришь с ними, но тебя не услышат. Ты дотронешься – они пройдут сквозь тебя, не замечая. Они не могут видеть и слышать тебя. Только исключительные, особые люди способны видеть и слышать обитателей Бардо*.
_____
* Так было с Эммануэлем Сведенборгом. Многие годы он общался с существами Сидпа Бардо. Это описано в его сочинениях.

Глядеть на родные лица в упор и не быть замеченным; слышать голоса близких и не в состоянии окликнуть их – в какое страшное горе может окунуться душа!

Это все равно, что выпрыгнуть рыбой из воды и попасть в огонь. Оставь их! Ты ничего не можешь сделать и помочь им не в силах. Не лезь в их сны и не пугай понапрасну невидимым присутствием наяву.

Утешься, размышляя о Господе и Учителе, если был у тебя такой. Во все время серебристый свет будет сопутствовать тебе – это освещение Сидпа Бардо.

От одной недели до семи, до 49-го дня пробудешь ты в этом состоянии. Большинство остаются в этом состоянии 22 дня, хотя в точности неизвестен срок, он определяется Личной Кармой. Через 3-3,5 дня, впервые очнувшись, мы становимся такими. Однако в Хониид Бардо яркие видения все время отвлекали тебя. У большинства они пронеслись туманным кошмаром, и по-настоящему очнулся человек лишь в Сидпа Бардо. Многие, не ведая того, что творят, как будто во сне глядели на себя в гробу, родных, любимые вещи еще в Хониид Бардо. Прогневавшись, они давно родились в Аду иль стали неприкаянными Духами, соблазнившись ровной красной тусклостью вместо ясного пламени.

Теперь в Сидпа Бардо ты обязательно очнешься. Ветер Кармы будет толкать тебя в спину, однако ни одна ветка возле не шелохнется. Это ветер твоей Кармы, он лишь тебя толкает, потому что берет начало в Тебе! Не бойся!

Впереди разольется Мрак и Чернота, откуда донесутся устрашающие, пронзающие душу крики. Это твои страхи – их начало в тебе!

Дурная Карма может напасть на тебя демонами с режущим оружием, дикие звери погонятся за тобой. Страшная буря разыграется на пути, и разъяренная толпа ринется тебе навстречу, грозя растоптать, разодрать в клочья. Это дурное в нас стало живым и грозным, однако берет оно начало в нас самих.

Это наши собственные кошмары и кусающая совесть грозят и могут разодрать нас, потому что мы и порожденное, сотворенное нами в этом мире сравнимы. Однако источник грозных творений в нас. Если не устрашишься ты – творение бессильно, его угрозы неосуществимы. Шагни навстречу и обними, поцелуй кровавую пасть – и пропадут видения!

Если испугаешься и побежишь – очутишься в теснине, на страшном утесе, откуда нет пути.

Три пропасти отрежут тебе дорогу: белая пропасть, черная и красная. Это три Зла: Гнев, Себялюбие и Глупость. Увидишь эти три пропасти – знай, ты в Сидпа Бардо. Сосредоточься на себе, обратись к Господу, к Великому Человеку, укрепись – ничто и никто не могут повредить тебе здесь на Самом Деле, но в это надо поверить.

Кто при жизни тщился разглядеть Себя, кто помнил про смерть и рождение большую часть времени – тем иное предстанет в Сидпа Бардо. Повеет на них Счастьем и радостью, распахнутся чудные виды, запахи потекут, лаская ноздри, и легкие девы придут нежной поступью.

Не соблазняйся! Это тоже из тебя проистекает, не обольщайся. Есть такие, кто предпочтет этот сладкий морок дальнейшему пути.

Книга предостерегает от такого остановления и утери долга, Кто жил никак, тот и здесь никак себя увидит. Потянутся бессмысленные дорожки, пустота и серость. Занервничает человек, станет метаться туда-сюда, завидев вдали храм и купол, устремится туда. Потом кинется к Земле, к пепелищу, могиле своей. От любого сильного чувства затмится сознание, потом опять ты очнешься уже в чистом месте... Отчаянье охватит тебя, беспомощность. Надо что-то делать! Такая станет терзать мысль. Это ложное – Ничего не надо делать. Напротив того, углубись в бездействие, застынь и успокойся, если сумеешь.

Не отчаивайся, если увидав еду, не сможешь вкусить от нее, Ты все равно можешь ею насытиться мистически, если это тебе поднесена пища, тебе поставлен бокал с вином, тогда ты вкусишь от сути вина. Наслаждение тут во много раз сильней и тоньше, чем наяву. Вот почему гневаются боги и умершие, если им не совершают жертвоприношений, не ставят еду и питье для них. Пока ты живешь, помни про близких, друзей твоих и ставь для них бокал поминовения.

Тебе никто не может помочь в Сидпа Бардо. Друзья могут и тут появиться, но они бессильны поменять твою судьбу.

Все твои ощущения, чувства счастья и страдания – лишь отражения худого и доброго в тебе. Будь особенно осторожен в чувствах, придерживай их, как лошадей, рвущих поводья.

Увидав родственников, что тащат твои книги; имущество; жену, которая уже близка с другим, – не вздумай гневаться! Тут же провалишься в преисподню, откуда очень долог путь, там много страданий. Помни, всякий раз под тобой очень хрупкий тонкий лед, готовый подломиться под тяжестью чувства: что дурного, что хорошего.

Затоскует человек в этом страшном одиночестве и бессилии. Бросится искать себе новое тело, чтобы снова вернуться в совместную жизнь. Увы ему! Пока он был в беспамятстве, проваливался из одного круга видений в другой в Хониид Бардо – его тело истлело, иль было сожжено.

Страшное бессилие обуяет тебя. Не торопись! Ты можешь кинуться в первую попавшуюся утробу, в скверное чрево, которое родит тебя для одного лишь страдания. Будь терпелив и осторожен! Можно вообще не воплощаться вновь! Можно воплотиться для радостей жизни! Можно... многое можно! Не торопись. Тут некуда и незачем торопиться: ты умер!

СУД

Твое страдание порождено худым в тебе в этом загробном мире. Если б худого было мало, ты бы наслаждался здесь и позабыл о своем временном доме на Земле, случайных наших близких в юдоли очередного Земного воплощения. Пойми это, соберись на Предвечной Троице или Великом Знаке, и от тебя отступят.

Если не в силах ты отвлечься от своих страданий, тогда Добрый Дух твоего возраста придет и станет складывать белые камушки твоих добрых дел. С ним вместе с другого Боку придет Недобрый Дух и станет черными голышами отсчитывать твои дурные дела. Увидав эти кучки, ты можешь испугаться и станешь лгать, кричать, что это несправедливо и не было таких дурных дел, а добрых было больше... Сразу появится Князь Смерти перед тобой с Зеркалом Судьбы (Кармы)*, котором отражаются доброе и худое в точности.
* Карма – это накопленное добро и зло в нас, это проклятие ¦или благословение, что мы носим в себе. Карма – это закон, который осуществляет судьбу, следуя соотношениям добра, зла и смысла; одновременно карма – это сила, воплощающая этот закон, – отсюда мощь кармических Наваждений в Хониид Бардо. Карма еще – это путь и дорога сама, и как идти – все вместе.

Заглянешь ты в это зеркало и увидишь правду. После Князь Смерти наденет тебе петлю на шею и потащит за собой. Тебе отрубят голову, вырвут сердце, выгребут наружу кишки и внутренности и станут пожирать мозги твои, пить кровь твою, жевать плоть и грызть твои кости. Безумная и невероятная боль охватит тебя. Увы! Ты не умрешь. Твое мистическое тело вновь соберется и снова тебя потащат с петлей на шее, снова разорвут и разгрызут на части. Это будет повторяться снова и снова и не будет тому конца, пока ты не осознаешь происходящего. Пока не отдашь отчет, что это ты сам себя судишь, что все картинки всплывают из мутных вод твоих мыслей! Ни Князь Смерти, ни чудовища, рвущие тебя на части, плотью не обладают, как и ты сам. Все эти жуткие сцены – лишь морок, видения. Однако здесь, в этом мире Бардо, видение и ты сравнимы по плотности и потому боль – настоящая!

Здесь тобой сотворенное способно растерзать тебя во всей подробности жутких твоих чувств при этом.

Не лги, когда считать начнут белые и черные голыши. Не бойся Князя Смерти! Проси у него помощи и защиты. Распознай всю страшную картинку и не выделяй себя из нее, тогда спасешься!

Молись Господу или сосредоточь мысли на Великом Знаке Единства. Вспомни древние слова:

В одно мгновенье – все переменится В один миг – очутишься в спасительном месте. До сего часа ты так и не сумел допустить ничего из увиденного, так ничего и не распознал. Скользя по звеньям собственного смысла, ты ни одного из них не узнал и не откликнулся. Ты – программа в Режиме Узнавания пробежала себя, как чужую, так и не выполнив ни разу Условия Совпадения.

Ни в одном из живых кругов ты не совпал с тем, что считывал, и не сработало Устройство Ключа. Не отворились двери и все перемены были к худшему. Ибо мы начинаем считывать себя с Вершины и движемся вниз.

Это последняя возможность освобождения. Не сумеешь сейчас прочитать живую тайнопись – померкнут сознание и память прошлого и полетишь вниз. Все страдание Мира и Господа нашего тебя не спасут после этого.

Вспомни хотя бы свое настоящее имя! Имя Учителя или Господа Нашего. Выкрикни эти имена Князю Смерти! Побори страх, будь искренним хотя бы на мгновенье!

Упустишь эту возможность – тебя ждет беспамятство очередного воплощения.

ШЕСТЬ МИРОВ (ЛОК)

Можно родиться вновь в шести мирах. Ты увидишь их огни, свет от них сочащийся. Тот мир, в котором тебе суждено оказаться, будет ярче других светить тебе.

Эти Миры, Локи, уже светили и завлекали тебя раньше, теперь ты их увидишь вплотную. Ровный белый свет излучает мир божеств, ищущих удовольствия; зеленый ровный свет испускает мир воюющих великанов; желтоватым светом светит мир рассудочных, рациональных человеческих существ; ровный синий свет испускает мир диких животных, где правят страсти джунглей; красноватым светится мир бродячих, несчастных духов и серый с черным свет светит из всеочищающего Ада.

Есть четыре сорта рождений; из яйца, в чреве, сверхъестественное рождение и из семян и спор. Из яйца или во чреве рождения во многом подобны.

Рождения в Мире Божеств Удовольствия, в Аду иль Мире Бродячих Духов – это сверхъестественное рождение, равно как и в Мире Враждующих Гигантов.

В мире людей и в мире животных наше рождение требует чрева. Сверхъестественное рождение – суждено и кроме четырех Лок есть еще много миров, где может вдруг очутиться, вынырнуть человек. Про то рассуждать трудно, ибо мало кому суждено бродить в садах гандхарвов и Апсар, в чудных Рощах Райских фей и волшебниц. Так же мало кому суждено сразу уйти вверх по тайной, вертикальной тропе предвечного света. Есть, конечно, такие, кто вообще не утрачивает сознания и, помня прошлое и будущее, сразу перебирается в очередное тело. Либо пребывает неподалеку от Земной Юдоли, надзирая за лишь ему ведомым в жизни и подправляя, если надо, Божий путь в Мире.

Обыкновенные люди – это ты и мы, после того, что было на Суде, увидим свое очередное Земное воплощение, если оно выше качеством. Тут очень надо быть осторожным. Если чуть оступишься, разгневаешься на тех, кто не помянул тебя иль ненужную тебе больше вещь с собой унес – вмиг родишься в Аду.

Лучше Добросердечие, чем Гнев. Потянешься к тому, чем владел при жизни, позавидуешь тому, кто их теперешний владелец, – в одно моргание родишься в Аду иль в мире Бродячих Несчастливых Духов.

Земное тебе ни к чему! Сообрази и осознай это, наконец! Отринь, отдай, принеси в жертву свои чувства Предвечной Троице, Господу Нашему, Богоматери иль Учителю – и освободись, очистись от ненужных здесь и опасных пристрастий.

Если ты и заслуживаешь Ада, а проникнешься, ты враз родишься повыше плоскостью. Ты в мире сейчас, где всякая рябь мысли, малейшее колебание тут же воздействует и отзывается. Очень тут важно поддерживать чистоту и доброжелательность мысли.

Теперь, когда ты увидел, какой из шести миров светится ярче, ты должен осознать, что это мир твоего будущего рождения и будущей жизни.

Твоя прошлая жизнь потускнеет и растает в памяти. Будущее станет ясней и ясней. Какая жуткая грусть тебя охватит, уныние. Не торопись в этот светящий ярче других мир будущей твоей жизни. В особенности, если это Ад иль Мир животных. Не гневайся и не отчаивайся. Попробуй этот свет увидеть Светом Спасения и от Спасителя исходящим. Вот самое точное средство, самое главное знание: соберись умом на этом свете, который ярче других, и вообрази, что это предвечный Свет. Пусть после этого сознание того, что вокруг, угаснет и ты уйдешь совсем внутрь себя. Помни, где только есть место – везде есть сознание. Где только возникает сознание – тут же обнаруживает свое присутствие Дхарма-Кайя, предвечный закон. Если сумеешь так поступить – ускользнешь от рождения в худом мире.