Стихии и их оккультное значение-2
В современном оккультизме существует т.н. система четырех Стихий. Многие о ней слышали благодаря популярным гороскопам, но вряд ли все правильно понимают, что на самом деле представляет собой этот комплекс понятий. Данная статья посвящена раскрытию значения Стихий и взаимосвязи подобной системы с основными аспектами ряда эзотерических учений.
Но, вначале, давайте мысленно перенесемся на Восток, и проследим наличие параллелей с рассматриваемой темой в совершенно другой культуре. С. Радхакришнан в своем капитальном труде “Индийская философия” так описывает возникновение четырех варн. Когда захватчики-арии вторгнулись на территорию Индии, они столкнулись с довольно развитой культурой туземного древнеиндийского населения. Вместе с тем эта культура миновала пик своего расцвета и медленно угасала. Арии, оказавшись хозяевами огромной территории, встали перед дилеммой: либо раствориться среди дравидов, потеряв свою ведическую культуру, которую они принесли с собой, либо искоренить культуру аборигенов и насадить свою. Что в силу своей сравнительной малочисленности они сделать не могли.
Был найден остроумный выход. Все население, и туземцы, и “вновь прибывшие”, были разделены на четыре категории. Первой, наиглавнейшей категорией, стали жрецы-брахманы, хранители веры. Ко второй категории были отнесены цари, правители, воины – кшатрии. Третью категорию составили купцы и искусные ремесленники - вайшьи. Туземному же населению была отведена четвертая категория. Они образовали варну шудр. Утверждалось, что в рамках такого деления и туземцы могли сохранить свою культуру, и культура ариев оставалась в неприкосновенности. Смешиваться же варнам, мягко говоря, не рекомендовалось. Такое деление мы находим уже в “Махабхарате”. Более того, утверждалось, что в рамках такого четырехчастного деления и культура ариев, и автохтонная культура получают возможность к синтезу, к созданию чего-то нового, стоящего на более высоком уровне.
Кстати, аналогичное четырехчастное деление мы находим у дорийцев, представителей тех же кочевых племен, что покорили Индию, которые в одно и то же время с ариями приходят в Грецию. Это знаменитое деление на четыре фила. Еще во времена Перикла мы обнаруживаем остатки этого деления в социальном устройстве Афин и других городов-полисов.
Впоследствии, в Индии систем варн постепенно выродилась в систему каст. Но это уже последующая деградация.