Шаманские ПОСВЯЩЕНИЯ разных народов
радиционный ритуал посвящения (якутский, бурятский шаманизм, шаманизм древних индейцев)
Мистическими способностями обладают многие, но шаманами становятся не все. Шаман избирается духами ута, и первым признаком такого избрания является душевная или физическая болезнь человека, во время которой у него раскрывается дар ясновидения и яснослышания, также его преследуют видения. Чаще всего в этих видениях он путешествует по разным мирам и общается с духами, которые дают ему посвящение. Когда к больному вызывают шамана, тот сразу понимает, что лежащий перед ним человек избран духами ута и предлагает ему стать шаманом. Если больной отказывается, то умирает, а если соглашается – шаман проводит обряд инициации, являющийся как бы продолжением предыдущего посвящения, которое больной получил от духов в потустороннем мире. Вместе с посвящением новый шаман исцеляется от своих недугов.
После обряда выздоровевший человек отправляется в лес или в горы, и там пребывает в одиночестве около трех лет, учась общаться с духами и перемещаться по иным мирам. После возвращения домой он продолжает учиться у старого шамана, и это обучение длится не менее двух лет. Много времени уходит на освоение обряда камлания (игры в бубен) и обучение ритуальным танцам. Чаще всего новый шаман перенимает обязанности предыдущего лишь после его смерти.
Но это еще не все. Ученику предстоит пройти дополнительный обряд посвящения, самый страшный и мучительный. Он должен пережить смерть, чтобы родиться заново – уже как настоящий шаман. Для этого он совершает омовение, чтобы его тело очистилось от воспоминаний о прошлой жизни, уединяется в пустынном месте и постится в течение 3-9 дней, не принимая ни пищи, ни воды. Его тело покрывается трупными пятнами, на губах выступает пена, а его суставы опухают. В это время духи разрезают на кусочки его тело и варят их в больших котлах, а потом развешивают куски на крючьях, также ему выкалывают глаза и отрезают уши, а на это место вставляют новые. Затем духи помещают в тело посвящаемого сваренные куски, и рождается новый человек. Эта смерть превращает шамана в совершенно новую личность, в сверхчеловека, обладающего уникальными способностями, умеющего перемещаться между мирами, общаться с высокими духами, видеть будущее, настоящее, прошлое и творить чудеса.
Пока куски тела варятся в котлах, душа отделяется от тела и возносится в мир духов на спине священной птицы с железными перьями и длинным хвостом. Птица помещает душу шамана в яйцо, которое лежит в ее гнезде, и высиживает его, пока дух шамана не окрепнет и не приобретет зрелость, которая необходима для шаманской практики. После созревания душа вылупляется из яйца и воссоединяется с обновленным телом, ощущая обновление, исцеление и просветление.
После того, как «новорожденный» шаман возрождается к жизни, начинается большой праздник с песнями и плясками, и в нем принимают участие старые шаманы, которые специально съезжаются на церемонию из разных племен. Иногда на подобных мероприятиях можно увидеть множество странных вещей. К примеру, шаманы племени винебага из Северной Америки делают такие движения телом, как будто они давятся, а потом выплевывают на ладонь раковину, утверждая, что она лежала у них в желудке всю жизнь, дожидаясь сегодняшнего дня. Эту раковину они называют врачебным камнем, торжественно помещая ее в рот новому шаману. Еще он получает в подарок так называемый знахарский мешок с разными интересными предметами, и только тогда его с полным правом уже начинают считать настоящим шаманом.
Как показывает практика, почти все прирожденные шаманы – психически неуравновешенные, во многом истеричные люди, впрочем, это не удивительно, потому что только личности с расшатанной психикой обладают сверхспособностями. Существуют «стихийные» шаманы – те, которые обладают этим даром с рождения, к ним относятся юродивые, и «профессиональные» шаманы, имеющие определенную мировоззренческую позицию и систему передачи знаний от учителя к ученику.
Обряд посвящения в шаманизме эскимосов
Инициация у эскимосов происходит несколько иначе. Шаман сам выбирает себе преемников среди мальчиков 6 – 8 лет и обучает их в строгой тайне. Перед посвящением ученик приходит к старой могиле, садится и начинает тереть друг о друга два камня, ожидая особого знамения в виде большого медведя. В образе медведя приходит самый главный дух шаманов Тонгарсоак, который срывает с ученика всю плоть до самых костей, после чего тот находится три дня в бессознательном состоянии. За это время нарастает новая плоть, обновляется и очищается душа, и посвящаемый получает право стать шаманом. После этого он направляется к другому шаману, чтобы научиться воздействовать на силы природы и вызывать духов. В шаманизме каждый наставник специализируется в какой-то своей области, поэтому ученики, получив определенные знания у одного шамана, идет к следующему за новыми знаниями.
Есть еще один интересный ритуал посвящения – когда ученик приходит к учителю и просит его стать наставником в шаманизме, и если учитель не видит препятствий, то соглашается. И тогда ученик вместе со своими родственниками кается в грехах перед наставником, а потом начинается период подготовки к инициации. Учитель вытаскивает из глаз, головы и внутренних органов ученика душу и отдает ее духам для изучения, после чего духи наделяют посвящаемого мистическими способностями и затем снова помещают душу в тело. Но на этом инициация не заканчивается. Будущему шаману суждено провести долгое время в темноте, чтобы научиться видеть потусторонний мир, слышать астральные звуки и общаться с духами. Обряд посвящения считается законченным, когда шаман видит свет, который не принадлежит физическому миру. В этих цветовых вспышках он прозревает силуэты мира духовного, в котором ему теперь предстоит жить большую часть времени…
Инициация скелета
Иногда ритуал посвящения заключается в том, что ученик созерцает себя как скелета, и этот процесс начинается с того, что он постепенно снимает с себя кожу, мышцы, сдирает внутренние органы, пока не доберется до костей. Такая медитация требует сосредоточения и внимательности, и обычно сопровождается строгими аскезами. Во время медитации ученик называет на шаманском языке каждую косточку своего тела и каждый орган. Полная погруженность в строение своего тела позволяет полностью познать свой внутренний мир, и, познав его, обрести абсолютную свободу. Человек освобождается от власти плотского сознания и приобщается к вечности. Разбирая тело на составные части, он выходит за его пределы в духовную реальность. Это и есть инициация.
Кость в данном случае является символом основы жизни, ее нетленного источника, которая не меняется, даже когда вокруг рушатся и создаются миры. Это сама Вечность. Когда шаман представляет себя скелетом, он как бы обращается к первоисточнику жизни, к материнской утробе, в которой началось его существование. Он рождается заново, воскресает из пепла, как птица Феникс. Он побеждает смерть.
Подобные психотехнические приемы имеются в буддизме, даосизме и христианстве, их цель – познание тщетности и иллюзорности земного бытия и осознание неизбежности смерти. Шаманские практики учат не бояться неизбежного, а духовно расти, побеждая смерть, тлен и небытие.