Культ Ад
Владычица мертвых Хель
Царсто мертвых Хель
Место наказания и страдания после смерти за совершенные грехи. Темный подземный мир Ада воспринимался как сфера действия Сатаны. Графически изображается как прямоугольник - область господства огня и хаоса. Сатана дается в полукруге как знак мучительной незавершенности. Другим пиктографическим знаком ада является осьминог - представляющий извивающийся образ ненасытного чрева ада.
Античная и христианская концепции ада достаточно близки: Аид, Гадес и ад. В русском языке они встречаются даже в своих названиях: русское слово «ад» является составной частью греческого «Гадес». Античный Гадес состоит из трех уровней: Полей Асфоделий - мира чистилища, или limbo, где души были обречены на вечное странничество, что было формой воздаяния за грехи; Елисейских Полей, где пребывают души праведников, и Тартара - места назначения грешников и злодеев. Известны имена трех судьей Гадеса: Триптолема, Эака, Радаманта. Ад в скандинавской мифологии - Нифльхель (Нифльхейм), где правит хозяйка подземного царства мертвых Хель - одно из трех чудовищ, порожденных великаншей Ангрбодой от бога Локи. В картине японского ада грешники предстают пред господином преисподней, властителем и судьей мертвых Эмма-о. Он является хозяином хорошо разработанного института наказания. После суда грешники направляются в одну из шестнадцати областей огня или льда и могут быть спасены только молитвами живущих.
В исламе тела грешников увеличиваются, чтобы увеличить их страдания. В буддизме ад - это жизнь, которую «зарабатывает» себе неправедник в будущем воплощении. Концепция вечного ада, известная в Махаяна буддизме, имеет отдаленное сходство с христианской. Это Тситигархарайя - место сострадательной любви, куда нисходят бодхисатвы, которые учат и спасают страдающих там грешников. Вспомним о схождении Христа в ад.