Символ Брак
В самом широком смысле брак выступает как символ завершенности, целостности, полноты (аналогичным значением наделяется, впрочем, и гермафродитизм). В Библии Яхве говорит, что «не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему», «и прилепится к жене своей; и будут одна плоть» (Быт. 2); Ева — плоть от плоти мужа, и потому она зовется (в оригинале) «ишша» — «мужняя».
Важный аспект символики брака связывается с идеей союза, слияния. Например, в христианстве брак становится символом союза между Христом и церковью: как Христос глава церкви, так и муж есть глава жены; как Христос возлюбил церковь, так и муж должен любить свою жену. Также брак считается в христианской традиции одним из семи таинств (то есть обрядов обретения благодати либо символов последней). В буддизме изображение бога в объятиях супруги считалось символом мистического единения активного начала, силы (мужской принцип) с мудростью, пассивным началом (женский принцип).
В большинстве мифологий мира развит мотив о священном браке (иерогамии), заключаемом либо между землей и небом, в результате чего появляются на свет мироздание и живые существа (боги, люди, животные), либо между богиней-матерью и божеством, олицетворяющим производительные силы природы. В первом контексте явление теогамии, например, ритуальная брачная ночь супруги архонта с деревянной статуей соответствующего бога в Древней Греции, рассматривается как средство инициирования сексуальной активности божественных прародителей вселенной, повтор сакрального брака, необходимый для воспроизводства упорядоченного космоса. Сходным образом союз, заключаемый между людьми, становится символом, памятью священного брака, и сам жених отождествляется с демиургом («Я — Небо, ты — Земля», произносит муж в ходе обряда, описанного в упанишадах).
При актуализации второго аспекта иерогамии брак оказывается тесно связанным с символикой плодородия; во многих культурах существует представление о благотворном влиянии свадьбы молодых на плодородие вокруг них.