Образ Богиня-мать

http://s3.uploads.ru/iPCZD.jpg

Символизирует созидательное начало, материнство, рождение, плодородие, плодовитость, сексуальную активность. В различных традициях образ богини-матери наделяется функцией сотворения и заселения мира. Выступала в качестве воскрешающей умершую природу и дарующей плодородие, в силу этого ее культ сближался с культом умирающего и воскресающего бога (Осирис, Аттис, Таммуз). Их брак стал одним из основных мотивов земледельческих мифов: после' исчезновения богини-матери на земле прекращаются процессы размножения и роста; возвращение богини и последующий брак (обычно со смертным героем) обеспечивают плодородие и процветание, после чего, как правило, ее партнер оказывается удаленным в загробный мир, преисподнюю.

Также рассматривалась как источник жизненной силы и бессмертия; с другой стороны, ее образ ассоциировался с безумием и смертью. Богиня-мать в различных традициях связывалась с оргиастическими обрядами и тайными культами.

Образ богини-матери соотносится с женским началом и с землей. В качестве порождающего начала богиня-мать связывается и с водой (первоначальной субстанцией); в древних космогониях подобным функциональным аспектом наделяется и море.

Она является прототипом таких женских божеств, как Иштар в Вавилоне, Исида в Египте, Астарта в Финикии, Кали и Дурга в Индии, Гея и Деметра в Греции. Малоазийская Кибела, Великая мать богов, ассоциировалась с Реей, Геей, Теллус, Деметрой, Церерой, которым приписывались некоторые из присущих ей признаков. Впоследствии эти божества стали считаться ее ипостасями.

Этот образ отличает выраженная амбивалентность, поскольку с богиней-матерью ассоциируются и хаос и космос. С одной стороны, чудовища, с которыми борется верховный бог (олицетворение неба и мужского начала), являются порождениями земли, богини-матери. С другой стороны, в числе многих функций ее — покровительство городам, как обустроенному, культурному пространству, космосу. Самым значимым компонентом образа богини является ее материнство; на изображениях она предстает с обнаженной грудью (иногда — многогрудой) и ребенком на руках. Отголоски подобного представления нашли выражение в христианской иконографии в образе Девы Марии.