Символ Ворота
Задолго до появления храмов у многих народов священным местом считались два столба с перекладиной над ними. У финикийцев были известны столбы Мелькарта, в Вавилоне - ворота Иштар и Мардука. В Иерусалиме были Золотые Ворота, те самые, в которые должен был войти грядущий Мессия. Позже мусульмане устроили свое кладбище перед этими воротами, надеясь, что Мессия не сможет пройти через землю мертвых. Собравшись, иудейские мудрецы долго думали, что делать. Наконец, решили, что если ему суждено прийти, он знает, как ему войти в эти ворота.
В Спарте почитались ворота Кастора и Полидевка. Явственно видны следы почитания ворот у римлян, где богом ворот и дверей считался двуликий Янус, а проход через ворота, по сторонам которых находились алтари Януса и Юноны, символизировал переход из одного возраста в другой. Ворота в виде балки, вбитой в стены, были знаком начала новой жизни, нового состояния, в которое вступали обращенные. Юноша, выдержавший эти испытания, становился мужем и членом курии. Значение ворот в религии Древнего Рима не ограничивалось обрядом юношеской инициации, но было своеобразным фильтром очищения от зла. Этот мотив проползания под аркой перенесен из более древних времен - когда плененные враги должны были ползти под скрещенными копьями. Это было не издевательством, как обычно трактуется проход под ярмом, а простой религиозной предосторожностью, вызванной страхом перед чуждыми силами.
Ворота также служили для прохода войск в ритуале освящения победы и чествования победителей. Они были деревянные и до наших времен не дошли. Сохранились лишь каменные триумфальные арки эпохи Империи. Одна находится на улице Sacra Via в Риме. Это однопролетная арка, на рельефе которой изображен семисвечник. Она была построена в честь победителя иудеев императора Тита. Арка была сооружена в 81 году после смерти и обожествления императора. Император на ней изображен опирающимся на крылья орлов -посланцев Юпитера.
Огромные, отделанные мрамором ворота, высотой 20 метров служили для проезда триумфальной колесницы. Под сводом - две парящие богини Виктории, в руках которых венки для триумфатора. Пролет арки изображает процесс триумфа стоящего на квадриге Тита, вернувшегося после взятия Иерусалима. Виктории украшают его голову венком, Рома ведет коней, а гений римского народа сопровождает победную колесницу. На противоположной стороне пролета изображены солдаты без оружия с венками на головах. Они несут семисвечники, жертвенники и трубы, захваченные при взятии Иерусалима.
Арка была мраморным символом, целью которого было увековечить победу Рима. Наряду с аркой Тита сохранились арки Севера и Константина. Но последние своей пышностью и нагромождением структурных элементов проигрывали символической простоте арки Тита. Символ ворот тесно связан с символизмом столбов как элементов, на которые опирается арка, замыкающая символ в целое. Столбы Сета, убийцы Осириса, своеобразного бога чужих стран, символизировали посвящение, и на них высекались знаки тайны. Соляные столбы Лота - это символическое и ритуальное значение образа мирового столба. Священный столб у североамериканских индейцев в их ритуальной практике был опорой мира и знаком сверхъестественной силы, и даже людоедства. Здесь важной частью ритуала каннибальства являлся сам факт воздвижения столба. Столб людоеда связан одновременно с жизнью и смертью. Обращение к столбу является предупреждением об опасности, исходящей от него.
Эту функцию мы можем перенести на современные столбы электропередач, где обязательно присутствует надпись «Не влезай - убьет». Столбы Гермеса Гермы, по которым он, будучи проводником, уводил умершие души в Гадес, также служили для оккультных отправлений и были путевыми знаками хранителям ворот. Разрушение и осквернение этих святынь считалось недопустимым святотатством и каралось смертью. Две символические колонны Иахин и Воаз перед главной дверью Соломонова храма представляли собой аллегорию дня и ночи, ангела и демона, порока и добродетели. Этот символизм тщательно разработан и используется в ритуальной практике франкмасонства. Городские ворота несли в себе не только функцию впускания и выпускания людей. Они были ориентированы по сторонам света и являлись местами отправления ритуалов и культов. Например, в Москве известны Чертольские (Зубовская площадь), Покровские ворота, Красные ворота (место встречи и провожания Масленицы, а также всенародного поедания блинов). В конструкции станций метрополитена скрыт архаический знак арки, куда скрывается Солнце. В русских деревнях двухстворчатые ворота были в структуре крестьянского двора важным элементом. Через них въезжали на телеге, привозя сено, дрова и другие важные продукты для поддержания дома. Ворота, как и дом, имели свою крышу, а также засов, игравший роль замка, который нельзя было открыть снаружи. Ворота были фасадные, украшенные орнаментом, и задние, которые, как правило, выходили в огород. «А двор без ворот - что без прясел огород». Семантика отказа строится на поговорке «От ворот - поворот». В Китае арка означала место прохождения Солнца.
В синтоистском святилище П-образная арка-ворота называется Тория. Тория и отходящая от нее невысокая ограда символизируют границу, за которой начинаются священные пределы. Арка - символ небесного свода, у греков она обозначала Зевса, у римлян - Юпитера. 35 арок символизировали дорогу жизни. Ворота Квирина Януса были всегда открыты, когда на территории Рима шла война.
Воротам в старые времена приносились жертвоприношения.
Вертикальные каменные столбы разбросанные по всему миру, (нередко высотой до 20 метров, иногда в виде каменных баб) называют менгирами. Очень редко менгиры служили надгробием, чаще поклонению. Основная функция - ворота в другой мир. Лучезарный небесный свет, бесконечный и вечный. Тот, кто входит в эти ворота, тому уже не нужно рассуждать и познавать. Потому-то и тесны врата и узок путь, ведущий к вечной жизни и лишь немногие находят их.