Образ Гермафродит
Мифическое существо, соединяющее в себе мужские и женские половые признаки. Гермафродитические божества, связанные с мифом о рождении, встречаются на многих египетских памятниках, например на пьедестале одного из колоссов в Мемноне. Гермафродит появляется вследствие применения символизма числа 2 по отношению к человеческому существу, что создает личность, образующую целое, несмотря на ее двойственность.
В Индии это двойное существо, у которого два пола объединяются в единую личность. Миф о гермафродите известен и в доколумбовой Мексике, где встречается фигура Кецалькоатля, бога, в котором, в конечном счете, объединяются законы противоположностей и разных полов. Кроме всего прочего, гермафродит является богом, порождающим потомков, тесно связанным и, безусловно, отождествляемым с архетипом Близнецов.
Платон в «Диалогах» устанавливает, что боги сначала создали человека в виде сферы, соединив два тела и два пола. Это показывает, до какой степени он подчинил реальность символу и концептуальному образцу и как в типично греческой манере он разрешил смертным принять такие качества, как гермафродитизм, который обычно рассматривался как свойство исключительно первобытных богов. Также согласно Платону, существовавшие некогда гермафродиты (или андрогины), которые имели по два лица, четыре ноги и четыре руки, были наказаны Зевсом за гордость и разрублены вдоль, и с тех пор люди обречены искать свою вторую половину.
В психологическом смысле имеет значение, что концепция гермафродитизма представляет собой формулу «всеобщности» или «объединения противоположностей». Другими словами, она выражает в сексуальных и, следовательно, более очевидных терминах ту основную идею, что все части противоположностей составляют общее целое с Единичностью.
Поэтому для М. Элиаде гермафродитизм представляет архаическую форму божественного двойного единства. В религиях, основанных на магии, данная концепция определяется в биологических терминах до того, как оформляется на метафизическом (esse non esse) или богословском языке (раскрытый или нераскрытый мир).
Двуполое божество известно в Китае и во многих других Странах (Иране, Палестине, Австралии) Однако в гермафродитических мифах мы находим не только выражение причины, но и проявление порождающей ее духовной энергии. Данное положение убедительно доказал Э. Стар, отметивший, что счастье (если только оно не является одним из тех исключений, которые упоминает святой Павел) не может обеспечить удовлетворение до тех пор, пока оно не завершается женитьбой (считающейся совершенным образом гермафродитизма) Ведь дух всегда утверждает себя в мире существования как изолированная форма, что является источником страданий и волнений.
Следовательно, гермафродит не только связан с отдаленным платоническим прошлым, но также проецируется в будущее. Кроме того, добавим, что он отчетливо является символом интеллектуальной активности, которая сама по себе не связана с проблемой секса.
Е. Блаватская замечает, что все древние народы рассматривают своего первого бога как двуполого, потому что первобытные люди полагали, что он вышел из «ума», как отмечается во многих традициях — таково, скажем, появление Афины из головы Зевса.
Согласно представлениям многих народов, бог-демиург (либо первочеловек, первопредок людей) обладает двуполой природой, что и позволяет ему породить мир. Шива иногда представляется в облике двуполого существа, с правой — мужской и левой — женской половинами. В этом образе нашло отражение представление о Шиве как о верховном боге, боге-творце (так как знаком творения почитались, в сочетании, линга и йони).
Библейское повествование о сотворении Адама и Евы позволяет предполагать, что первоначально Адам наделялся характеристиками обоих полов. Согласно мифологии догонов (народность, проживающая в Мали), каждый человек от рождения обладает душой двух полов: женская душа мужчины устраняется при обрезании, мужская душа женщины — при эксцизии.
Скандинавский Имир, первочеловек, из которого был создан мир, в соответствии со значением своего имени был двуполым существом. Гермафродит, в греческой мифологии сын Гермеса и Афродиты, который воспитывался наядами на горе Ида во Фригии. Этот златокудрый юноша необычайной красоты, купаясь в водах источника, возбудил страстную любовь Салмакиды, нимфы этого ключа, но ее мольба о взаимности не нашла отклика и безутешная нимфа попросила богов о вечном единении с любимым. И боги слили нимфу и Гермафродита в одно двуполое существо. В традиции буддизма махаяны бодхисатва Авалокитешвара (в Китае Гуаньинь) наделялся чертами двух полов в знак того, что в качестве бодхисатвы он не является ни женщиной, ни мужчиной, обладая двойственной природой в мире сансары.
В алхимии гермафродит играет такую же важную роль» как и Меркурий» он изображается как фигура с двумя головами, часто сопровождаемый словом Rebis (двойная сущность). Гермафродит — это образ целостной (несмотря на свою дуальность) личности; в этом качестве он символизирует объединение противоположностей, преодолении дихотомии двух начал: небес и земли, дня и ночи, мужчины и женщины.