Образ Дурак

http://s3.uploads.ru/WisxM.jpg
Иероним Босх
Корабль дураков

Это амбивалентный образ. Дурак предстает как необходимая фигура в процессе созидания мира: он переворачивает общеизвестное, общепринятое (таким образом, он олицетворяет собой парадокс, то есть утверждение, нарушающее общепринятое мнение, а парадокс, как известно, дружен с гениями).

Существовавший в средние века праздник дураков предусматривал пародирование церковных обрядов, смену социальных ролей низших и высших классов. Нередко дурак рассматривается как посредник между земным и божественным мирами и, таким образом, как носитель высшей мудрости (в различных традициях существует сюжет о том, как дуракам доверяли принимать решения, когда мудрые оказывались бессильными) и сближается с образами шута и юродивого, выполняющими во многом аналогичные функции. Анализируя образ дурака в средневековой культуре, М. Фуко отмечает: «Если глупость ввергает каждого в какое-то ослепление, когда человек теряет самого себя, то дурак, напротив, возвращает его к правде о себе самом; в комедии, где все обманывают и водят за нос сами себя, он являет собой комедию в квадрате, обманутый обман; на своем дурацком, якобы бессмысленном языке он ведет разумные речи...»

Согласно некоторым комментариям, Лао цзы «обликом был похож на глупца», каковое мнение, возможно, отражает идею о том, что великая мудрость обязательно содержит в себе глупость. Дурак может наделяться положительным значением и в контексте понимания мудрости как зла — так как «во многих знаниях многие печали» (Библия).

В фольклоре образ дурака нередко показан в позитивном ключе (например, Иванушка-дурачок). В то же время в негативной своей ипостаси дурак соотносится с трикстером, то есть персонажем, противостоящим демиургу или культурному герою и «портящему», искажающему созданное ими.
У Бернарда Шоу есть шутливый афоризм: умные приспосабливаются к миру, дураки стараются приспособить мир к себе, поэтому изменяют мир и делают историю дураки.