Миф Диана
Олицетворение луны в римской мифологии; имела эпитет Тривия («богиня трех дорог»), который иногда истолковывался как знак ее тройной власти — на земле, под землей, на небе.
Диана наделялась характеристиками греческих Артемиды (как девственница, родовспомогательница и охотница) и Гекаты (как богиня мрака, ночных видений и чародейства). В связи с этим ее образ обладает как позитивным, так и негативным значением. С одной стороны, она является воплощением опасных свойств женской природы. С другой стороны, будучи девственницей, она наделялась целомудренным нравом, противопоставляясь ветреной и любвеобильной Венере.
Богиня также слыла покровительницей плененных Римом латинян, плебеев и рабов. Годовщина основания храма Дианы на Авентине, одном из семи римских холмов, считалась их праздником, что обеспечило богине популярность среди низших классов. С этим храмом связано предание о необыкновенной корове: было предсказано, что тот, кто принесет ее в жертву богине в святилище на Авентине, обеспечит своему городу власть над всей Италией. Когда царь Сервий Туллий узнал о предсказании, он хитростью завладел коровой, принес животное в жертву Диане и украсил храм его рогами.
С Дианой связан миф о несчастном охотнике Актеоне. Юношу, увидевшего купающуюся прекрасную богиню, Артемида - Диана в гневе превратила в оленя, которого растерзали собственные псы.