Культ Деньги
Общепринятый символ материального благосостояния, богатства и торговли. Именно такое значение приписывается масти Пентаклей (или Монет) в младших арканах Таро; кроме того, эта масть символизирует Юг и стихию Земли. Отношение к деньгам есть символический знак отношения к материальным благам: так, монахи некоторых христианских орденов дают обет не прикасаться к деньгам, подразумевая тем самым отказ от всякой мирской скверны. Христос, как известно, в свое время изгнал меновщиков из храма, зримо продемонстрировав тем самым одну из своих основных идей: «легче верблюду пролезть сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Небесное».
В книгах Нового Завета деньгам противопоставляется золото, символизирующее истинную духовность. Именно таков смысл притчи о трех талантах (талант - греческая мера золота и серебра). Рабы, пустившие свое золото в оборот и приумножившие его, удостаиваются похвалы царя; трусливый раб, закопавший свое золото в землю, подвергается наказанию и изгнанию. В Откровении Иоанна Христос называет заблуждающегося священника нищим и предлагает ему купить «золото, огнем очищенное». Комментируя это место, известный христианский эзотерик Б. Муравьев говорит, что Господь предлагает нам чистое золото спасения в обмен на фальшивые деньги наших мирских благ; однако мы никак не можем решиться на такую сделку, опасаясь, как бы нас не обманули.
Значение денег в существенной степени обусловлено символической ролью материала, из которого они изготавливались. В европейской традиции долгое время в качестве денежных средств были приняты металлические монеты, наделяемые способностью аккумулировать энергию, силу. В некоторых случаях клады и сокровища также могли выступать в качестве символа нематериальных благ, вечных ценностей. Золото и серебро, которое викинги зарывали в землю, воплощали в себе удачу рода, счастье, благополучие; с ними воины должны были предстать перед ликом Одина после своей смерти.
В то же время за деньгами закрепляется негативное значение, и они выступают в качестве символа материальных ценностей в противовес духовным. В средние века было распространено представление о том, что деньги — это зло, изобретение дьявола (ср. у Гете описание земного мира как царства сатаны, где «люди гибнут за металл»). В эпоху средневековья воспевалась Царица Бедность, верными слугами и почитателями которой были монахи нищенствующих орденов. Считалось, что обладатели больших денег должны легко с ними расставаться, сорить деньгами. Расточение денег полагалось знаком доблести и благородства, широты натуры, но также оно служило и знаком утверждения собственной власти и превосходства.
В новое время, в связи с изменением некоторых основоположений этики, за деньгами закрепляется другое значение, и они становятся символом власти, силы, мерилом ценности.