Образ Женщина
В большинстве древних культур женщина выступает как воплощение пассивного начала природы. Обычно различают три типа данного образа. Первый представлен образами сирены, ламии или чудовищного существа, которое очаровывает, околдовывает или соблазняет мужчин, уводя их с «пути истинного». Второй представлен образом Великой (или всеобщей) матери (Magna Mater) — матери-земли, города или матери-природы, соотносимым, в свою очередь, с представлением о бессознательном. В-третьих, выглядит как неизвестная девица, возлюбленная или anima (термин из юнговской психологии).
В своих «Символах трансформации» Юнг установил, что древние воспринимали женщину как Еву, Елену, Софию или Марию (что соответствует импульсивному, эмоциональному, интеллектуальному и моральному аспектам). Одним из наиболее чистых и всеобъемлющих архетипов женщины является anima в образе Беатриче из «Божественной комедии» Данте.
Все аллегории базируются на персонификации женщины и сохраняются во всех воплощениях в трех основных аспектах, о которых шла речь выше. Особый интерес представляют те символы, где женщина появляется в связи с фигурой животного, например женщина и лебедь в греческой (Леда), кельтской и германской мифологии (Лоэнгрин) или козлоногая ведьма в испанском фольклоре.
В обоих случаях, после того как завершается ее духовная миссия, женщина снова исчезает. Похожим образом девушка в качестве девственницы «умирает», чтобы, «воскреснув», превратиться в замужнюю женщину. С этим представлением связан мотив перемены имени при прохождении инициационных обрядов. В мировом фольклоре представлен и образ женщины-львицы, распространенной в многочисленных изображениях. Египетская богиня Сехмет, известная своей разрушительной силой (богиня солнечного зноя и войны), обладала телом женщины и головой (и, следовательно, умом) льва. И наоборот, фигура с телом льва и головой женщины появляется в «Иероглифике» Валериано как символ гетеры, то есть сексуальности.
Включение женских морфологических элементов в композицию традиционных символов, прежде всего сфинкса, всегда указывает на подноготную природы, накладывающуюся на проекцию концепта или на весь комплекс, связанный с космической интуицией. В результате женщина становится архетипическим образом особого наполнения, где основным фактором могут быть суперпозиционные символические аспекты, и среди них высшее значение женщины — как Софии (мудрости) или Марии (Богородицы). В этом значении женщина олицетворяет науку или высшую добродетель.
Когда женщина предстает в образе души, она оказывается выше мужчины, потому что становится отражением возвышенных и чистых качеств человека. В своих обычных (основных) формах, таких как Ева или Елена (соответственно, в инстинктивном и эмоциональном аспектах), женщина находится на более низком уровне, чем мужчина. Возможно, именно здесь она появляется в своем самом характерном и вневременном образе Вечной женственности, которая вбирает все ее ипостаси. Символ сопоставим с переменчивостью в алхимии, обозначая все, что преходяще, непостоянно, неверно и обманчиво.