Образ Золотое руно
Ж.Ф.Детруа
Похищение золотого руна
Изначально почиталось в качестве символа плодородия и благосостояния. В цикле мифов об аргонавтах золотое руно, с целью увеличения его благотворной силы, было повешено на дубе в священной роще и охранялось драконом; в этом образе прослеживаются отголоски основного мифа индоевропейской традиции.
В эпосе Апполония Родосского говорится, что Язон, по приказанию царствовавшего в Фессалии, дяди Пелея, отправился добывать золотое руно барана, увезшего Фрикса и Геллу. Руно находилось в Колхиде в роще Арея под стражей вечно бодрствовавшего дракона. Сын Фрикса, Аргос, по совету афинян, выстроил судно — Арго и все герои того времени приняли участие в походе.
Аргонавты — так стали называть мореплавателей, отправившихся на корабле Арго. После нескольких приключений они наконец прибыли в Колхиду. Царь Этес обещал Язону возвратить руно с условием, что Язон запряжет в плуг двух быков с медными ногами, дышащих пламенем и вырвет драконовы зубы. Язон исполнил это с помощью влюбившейся в него дочери Этеса — Медеи. Она дала ему магическое средство от огня и железа и советовала ударом камня раздробить зубы. Язон исполнил все в точности, но Этес отказался выдать руно и задумал убить аргонавтов. Тогда Язон и Медея отправились в рощу и, овладев руном после того как она усыпила дракона, они бежали на корабле. Этес не мог преследовать аргонавтов, потому что Медея, захватившая с собою родного брата, убила его и по кускам выбросила в море, отец же стал собирать их и не стал преследовать аргонавтов. Позднейшие сказания передают возвращение аргонавтов на родину со многими приключениями.
Позднее стало истолковываться как символ высших ценностей. Поскольку овца является олицетворением невинности, а золото трактуется как образ высшей духовности, поход аргонавтов за золотым руном понимается как обретение величия духа посредством очищения души. Орден Золотого руна, учрежденный в 1278 году, является знаком высшего геройства и благородства.