Стихия Звук
Звук - это призывающий и творческий символ. Многие мифы о творении свидетельствуют, что Вселенная была создана с помощью звука. Согласно Гермесу Трисмегисту, звук был первым, что потревожило предвечную тишину, и посему он являлся причиной всего созданного в мире, предшествуя свету, воздуху и огню. В индуизме звук Ом (Аум) привел космос к бытию. Он содержит в себе сущность Вселенной: А означает начало, У - переход, М - конец, или глубокий сон.
Шива и символы ведийской культуры
Ом, линга, йони
Египетская традиция, гностики и последователи Митры в своих ритуальных песнопениях использовали слова без какого-либо конкретного смысла, подобно символической музыке, и относились к слову прежде всего как к акустическому феномену. Голосом говорил с детьми Израиля Бог Израиля. Боги во многих традициях обладают способностью наделять голосом природные стихии: воду, ветер и зверей, либо же они могут играть на музыкальных инструментах. Звук флейты Кришны явился причиной создания мира. Богини-матери изображались с лирами в руках - знак создания мира. Звук может быть очаровывающим (как в случае с Орфеем, сиренами) и разрушительным, как звуки Иерихонской трубы. Индуистская традиционная символика строится на звукописи - использовании звукового значения букв, слогов и слов. В индуизме и буддизме мантры являются источником священных звуков, обладающими определенной Божественной энергией. Они произносятся вслух и про себя.
При синергическом восприятии звуки уподобляются не только графическому их изображению, но и цвету, планетам, богам, металлам. Каббала построена, прежде всего, на символизме гласных как идеальных звуков, наиболее полно отделившихся от тела. В античности семь греческих гласных символизировали дух или семь небесных сфер и семь небесных тел, движущихся в них. Исходя из семиричности планетарного принципа - номера завершенности, все гласные делятся на две группы: утвердительные: а, о, отрицательные: у, и, а также промежуточный гласный е. Они образуют семиричный ряд: а, о, ое, е, и, иу, у, соответствующий диатонической гамме: до, ре, ми бемоль, фа, соль, ля бемоль, си и цветовому спектру: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Значение каждого гласного можно определить при сопоставлении его с соответствующей музыкальной нотой и цветом. Так, гласная «а» ассоциируется с нотой «до» и красным цветом. Устанавливается соответствие между теплыми цветами и утвердительными звуками: красный - а - до, оранжевый - о - ре, желтый - ое - ми. Промежуточная гласная «е» является переходной и соотносится с зеленым цветом.
Согласные по античной системе символизируют материю и непосредственнее ассоциируются с местом их образования: они делятся на сонорные, глухие и звонкие. В русском языке хорошо выдержана антитеза звонких и глухих согласных. Зная тезу, мы можем определить и антитезу - положение согласных зеркально. Первая половина русского алфавита принадлежит звонким, вторая половина - глухим согласным. Каждому школьнику известны пары звонких и глухих согласных: Б-П, В-Ф, Г-К, Д-Т, Ж-Ш, 3-С. Традиционная фонетическая символика всегда придавала большую значимость звуку, звучанию слова, нежели его смысловому значению, распознавая в звуке слова модуляцию космического дыхания и возвращение к изначальной силе слова.