Образ Иерусалим небесный
Иерусалим Небесный
Художник Уильям Блейк
Иерусалим — основание, жилище мира: «Так говорит Господь Бог: Это — Иерусалим! Я поставил его среди народов, и вокруг него — земли» (Иез. 5). На средневековых картах Иерусалим помещали в центре и считали «пупом земли». В то же время земной Иерусалим, подобно большинству великих городов в древней ближневосточной традиции, считался образом небесного града.
Раньше него был построен Богом Небесный Иерусалим: «Град, что видите вы сейчас, не тот, что построен был в давние времена, когда решил я создать рай, который показал я Адаму до его грехопадения...» (апокрифический «Апокалипсис Баруха»).
Небесный Иерусалим предстает как образ рая, царства святых на небе, либо, в христианской культуре, олицетворение церкви Христовой. В Апокалипсисе небесный Иерусалим называется «невестой Агнца» (Апок. 21). Град этот весь сделан из «светоносных» материалов — золота, стекла, самоцветов. Его ворота — из жемчуга, основания стен — из драгоценных камней: ясписа, сапфира, халкидона, смарагда, сардоникса, сердолика, хризолита, топаза, хризопраза, гиацинта, аметиста; его улицы — золотые, Драгоценные металлы и камни символизируют высшие ценности и являются средоточием сакральной энергии, а также выступают атрибутом статичного, неизменного совершенства, в отличие от динамичных форм растительного мира, мира вечного становления; в этом контексте описание рая как небесного города в определенном аспекте антитетично образу рая как сада.
Небесный Иерусалим - святой город, представляющий совершенное общество. Также - проекция церкви. Место, где совершается общение человека с Богом. Олицетворение Божественного видения, центр инспирации. Как Церковь Иерусалим ассоциируется с невестой Христа. У Блейка синоним для эманации. Обозначает завершающий этап мистического единения. Всеобщее единство, как во времена до строительства Вавилонской башни. Также обозначение духовной свободы, «истинной свободы детей Бога» (Рим. 8, 21), «свободы, которую мы имеем во Христе» (Гал. 2,4).
Небесный Иерусалим в плане квадратный. Его стены ориентированы на стороны света, на каждой из них по трое ворот, являющих всем сторонам света образ Троицы. Его структура основана на символике числа 12 (образа совершенства, происходящего от умножения числа божественного, три, и числа человеческого, четыре). «Он имеет большую и высокую стену, имеет двенадцать ворот и на них двенадцать ангелов; на воротах написаны имена двенадцати колен сынов Израилевых... Стена города имеет двенадцать оснований, и на них имена двенадцати апостолов Агнца». Каждая его сторона равна 12 000 стадиям (1000 — символ полноты).