Образ Корабль дураков
Иероним Босх
Корабль дураков
1490-1500, Музей Лувр, Париж
Образ бесцельного странствия, предстающего как удел маргинальных персонажей, наподобие сумасшедших. На таких кораблях отправлялись в свое странное плавание безумцы, изгнанные за пределы оседлого, упорядоченного существования. Статус сумасшедшего в средневековой культуре наилучшим образом сочетался с плаванием, символом переходного статуса, пограничного положения в целом. К тому же в европейской традиции вода устойчиво связывается с безумием, само море выступает как образ безумия, бессознательного, хаоса; с другой стороны, не менее распространенным считается представление о том, что вода очищает человека; во всяком случае она уносит безумца за пределы обитаемого пространства. На одной из средневековых гравюр мачтой корабля дураков становится райское древо познания добра и зла, что связывает его с запретным знанием, традиционно представляемым уделом безумцев, и с изгнанием из земного рая.
Корабль дураков может быть истолкован как символ погони за материальными ценностями и забвения духовного: он плывет по стране наслаждений (олицетворяемых нагой женщиной, стаканом вина и т.п.), но это — мир сатаны, а не Бога. Дурацкий корабль выступает как предвестие конца света. Данный символ известен в европейской традиции со времен Возрождения; у Фуко «загадочный пьяный корабль, бороздящий тихие воды притоков Рейна и фламандских каналов» предстает как корабль паломников, отправляющихся на поиски своего разума.