Образ Конь
Это символ мощи, жизненной силы, а также, в ряде традиций, благородства и красоты. В сравнении с быком образ коня отмечен большей «возвышенностью», возможно, потому, что непосредственно связан с человеком. Как и другие предназначенные для езды животные, конь является олицетворением страстей и влечений.
У Платона в колесницу души, летающую по небу в стремлении увидеть заоблачный мир, мир идей, впряжены два крылатых коня: один из них олицетворяет добро, тогда как второй оказывается причастным ко злу, и из-за него души спускают в мир чувственного бытия. В средневековом сказании «Тристан и Изольда» описывается мучительная страсть Тристана: «в жару лихорадки желание, точно конь, закусивший удила, беспрерывно влекло его (к Изольде)». Образ вещего или чудесного коня (сфера инстинктивного, природного).
Образ коня в мифологии связывается с солнцем (бог Солнца — греческий Гелиос, ведийский и иранский Митра — передвигается по небу в конной колеснице), со стихией воды (в античном мире морские божества Посейдон и Нептун — обладатели табунов коней), а также ветра (в колеснице ведийского бога ветра Ваю 99 или 1000 коней) и земли (у кельтов лошадь считалась воплощением матери-земли).
В индуизме существовал ритуал жертвоприношения коня, ашвамедха, когда конь умерщвлялся посредством удушения, а его труп расчленялся. Изначально этот обряд являлся частью празднования Нового года и имел своей целью очистить страну от греха и обеспечить плодородие и процветание. Конь выступал как олицетворение бога Праджапати (в свою очередь, являвшегося образом мира), принесшего себя в жертву богам; его жертвоприношение отождествлялось с творением. Космическую символику коня подчеркивает в «Ригведе» связь этого животного с водой, которая в ведийской традиции считается преимущественно космогонической субстанцией.
В кельтской мифологии лошадь ассоциируется с потусторонним миром на морских островах и выступает в качестве проводника душ, психопомпа.
Галльская богиня-мать Эпона (буквально «богиня лошадей») изображалась верхом на лошади. В английском языке слово «nightmare», изначально обозначавшее кошмарное сновидение, переводится как «кобыла ночи», что подчеркивает хгонический аспект образа.
Кони в индоевропейской традиции тесно связаны с мифом о близнецах и выступают в качестве близнечного символа. Близнецы-всадники были известны по всему древнему миру, мифы о них слагались германцами, балтами, индоариями, славянами; сами они связывались с солнцем, периодами суток. Иранский бог Митра и его спутники близнецы с конями — это солнце и две зари, утренняя и вечерняя. Со времен Авесты прослеживается образ белого коня, олицетворения дня, и черного коня, олицетворения ночи.