Символ Камень
Камень является символом высшего, абсолютного бытия, символизирует стабильность, постоянство, прочность. Камни издавна применялись в магии и целительстве, считалось, что они приносят удачу. Многие столетия люди вставляли в амулеты полудрагоценные камни, чтобы уберечься от сглаза, болезни и смерти, для привлечения удачи и богатства, лечения различных недугов. Например, оникс и кошачий глаз защищают от колдовства, а коралл спасает от сглаза и излечивает мужское бесплодие. Твердость и надежность камня выступают антитезой распада и разрушения, олицетворяемых образами пыли, песка.
Камень связывается с иерофанией, становится образом божественного явления. Нерушимый, неуязвимый, он воплощает иную, отличную от человеческой (также от растительной и животной) форму бытия. Характер восприятия камней иллюстрируется индонезийским мифом о первочете людей, которые не приняли от Бога камень, но взяли банан, и потому жизнь людей подобна жизни бананов, а не камней, вечных и бессмертных.
Камень является одним из символов матери-земли. В греческом мифе Девкалион и Пирра бросают через голову камни — «кости праматери» (земли). С камнями также связано мнение, что они накапливают земную энергию; по этой причине камни наделялись магической силой и использовались в различных ритуалах, также служили талисманами.
На архаических этапах культа сакральность камней связана с представлением о том, что в них воплощаются души предков. Так, например, в Библии упоминаются те, кто говорит камню: «Ты родил меня». В Индии и Индонезии камни рассматриваются как местопребывание духов умерших. Аналогичное представление отражает распространенный в различных культурах обычай ставить возле усыпальниц камни, вытесанные в виде колонны. Таким образом, можно говорить о возникновении идеи о том, что вечность, не достижимая в жизни, достигается в смерти посредством воплощения души в камне.
Рассматривая символику мегалитов, следует отметить, что они связываются с защитой души во время ее путешествия в загробный мир, обеспечивают вечное загробное существование строителям и умершим, являются гарантами плодовитости и плодородия, воплощением связи между живыми и умершими. С последним представлением соотносится универсальная для развитых обществ тенденция оставлять память в истории посредством возведения каменного сооружения. В средние века на Руси одним из самых достойных деяний было перестроить деревянную церковь в каменную (в данном случае возникают также дополнительные коннотации: камень противопоставляется дереву, непрочному и малопроизводительному, и выступает как образ богатства, мощи и власти).
Священный камень или колонна посвящались определенному богу и считались местом его присутствия; впоследствии они послужили основой алтарей. Библейский Иаков заложил основание Бетеля (дома Господа) камнем на месте явления ему Яхве; в мусульманской традиции бетель — обычно камень пирамидальной или конической формы. В даосизме дао уподобляется камню: в качестве образа изначального хаоса дао есть «как бы неотесанная каменная глыба». Камень — это также образ духовного основания, фундамента учения либо веры. В христианстве, в соответствии с евангельскими словами, Петр — это камень, на котором построена церковь.