Образ Логос

http://s6.uploads.ru/Bha9b.jpg
Лисипп
Отдыхающий Гермес    

Логос (в переводе с греческого «слово», «смысл» или «понятие») — это образ слова-мысли в качестве творящего и упорядочивающего принципа мироздания. В античной традиции логос — божественная причина, безусловно наличествующая в космосе, управляющая им и придающая ему форму и смысл. Понятие, определенное термином «логос», имеется в греческих, индийских, египетских и персидских философских
и теологических системах.

Идея логоса в греческой мысли впервые последовательно разрабатывается у Гераклита. Логос у него выступает как начало, ответственное за целостность, гармоничность, законосообразность и самотождественность мира. Стоики определили логос как активный рациональный и духовный закон, который пронизывает всю действительность. Со стоицизмом связана и концепция «сперматического логоса» как оплодотворяющего начала мира, дающего материальному (материнскому) началу импульс развития.

Филон Александрийский учил, что логос есть посредник между Богом и космосом, одновременно сила созидающая и сила, через которую человеческий разум может понимать и постигать Бога. Согласно Филону и платоникам, логос постоянен в мире и в то же время это есть трансцендентный божественный разум. В эллинистической философской традиции как символ слова, логос предстает бог Гермес; в христианстве Гермес-логос отождествляется с Христом; для гностиков он становится сперматическим логосом, оплодотворяющим началом мира.

В христианстве был развит догмат о воплощении Бога-слова. Пришествие и земная жизнь Христа интерпретируются как воплощение («вочеловечивание») Божественного откровения («слова жизни»). В первой главе Евангелия от Иоанна Иисус Христос определяется как Слово (по-гречески логос) Воплощенное. Эта идентификация Иисуса с логосом основана на ветхозаветном понятии откровения и концепции иудаизма, согласно которой мудрость—это божественная сила, которая притягивает человека к Богу и отождествляется со словом Божьим. В философской традиции Запада логос противопоставляется всему бессмысленному, бесформенному, бессловесному, то есть неупорядоченному, хаотичному и темному. Логос неразрывно сопряжен с идеей центра.