Образ Метаморфоза
Ян Госсарт
Метаморфоза
Гермафродита и Салмакиды
Символика метаморфозы связывается со смертью (после смерти душа человека воплощается в животное, растение и т. п.; идея метемпсихоза) и инициацией. Превращение — один из самых распространенных в мифологии и фольклоре сюжетов (сказка о красавице и чудовище, превращение человека в осла в «Метаморфозах» Апулея; лягушка-царевна в русском фольклоре). Возможны частичные превращения, в результате которых появляются гибридные формы, а также периодические превращения (оборотничество).
В большинстве соответствующих сюжетов превращение оказывается результатом вмешательства злых сил; как правило, оно имеет своей развязкой расколдовывание персонажа, его освобождение от злых сил и возвращение к первоначальной форме. Способность к перемене внешнего облика по желанию может расцениваться и как положительная, и как отрицательная. Множество случаев самопревращения осуществляется с целью трансцензуса (возвышения), трансгрессии (выход за грань собственной природы, переход-превосходство над ней). На более глубоком уровне превращение одного существа в другое отражает представления об инверсии всех явлений и о фундаментальном отличии между единым и множественным, первородным началом и миром явлений.
Сама возможность метаморфоз связывается с тем, что «все едино» (тезис Парменида).
Любой объект может быть превращен в нечто иное, поскольку ничто не есть нечто и в действительности явления мира лишены собственной сущности (ср. античный принцип изономии, который гласит: «Не более так, чем иначе»).