Образ Мать
Образ Матери имеет не менее четырех слоев символических значений. Прежде всего, это космическая Мать-Земля, священная супруга Неба, порождающая все сущее - всеобщая кормилица и хранительница, не отличающая доброго от злого. Мать-Земля рождает и кормит богов, но она же рождает и кормит чудовищ; и не случайно в некоторых земледельческих религиях, особо озабоченных вопросами добра и зла, она превращается в некое космическое чудовище, из трупа которого боги создают небо и землю. Великая война, описанная в «Махабхарате» - это война между защитниками Матери-Земли и ее осквернителями. Победа защитников Матери предрешена: им помогают боги и демоны, а в решающий момент в бой вступает сама Земля, останавливающая колесницу их главного врага.
Интересно, что этот мотив «Махабхараты» особенно отчетливо слышен в образе Родины-Матери, воскресшем в первые дни Великой Отечественной войны и воплощенном в гигантских монументах шестидесятых-восьмидесятых годов. Нелишне вспомнить и о том, что и небывало суровые зимы 1941-1942 годов трактовались народным сознанием как проявление воли родной земли, сопротивляющейся захватчикам.
Мать Сыра-Земля и Отец Свет-Небо
Мать-Земля в мифологии
Картина Виктора Королькова
Многие европейские народы персонифицируют свою родную страну в образе женщины; в частности, для французов это Марианна, регулярно избираемая на конкурсах красоты из большого числа молодых француженок. Большинство европейских стран именуют себя в женском роде: Италия, Испания, Франция, Швейцария, Бельгия и т.д. Исключение здесь составляют лишь германские страны, традиционно предпочитающие средний или мужской род - Германия (Deutschland), Австрия (Oesterreich), Англия (England) и некоторые другие. Родина германцев - это das Vaterland, «отцовская страна», либо die Heimat (homeland) - «страна родного дома». Причины и последствия такого символизма довольно интересны, но выходят за пределы данной статьи.
Следующий символ, связанный с образом Матери - это Мать-Природа, милостивая и жестокая, манящая и жуткая, ласкающая и калечащая своих детей. Это фригийская Кибела, вавилонская Иштар, индусская Кали, славянская Макошь. Это индийский эзотерический символ Адден-нари - царственная женщина со знаком лингама на лбу; у ног ее лежат тигр и бык (добро и зло); в своих четырех руках она держит меч, кольцо (или ожерелье), кубок и цветущую ветку - символы четырех стихий. Этот аспект Матери тесно связан с луной и тьмой.
Однако наиболее полно он сохранился лишь в эзотерических учениях - например, у европейских алхимиков (великая Мать-Луна Христиана Розенкрейца). Во внешних же религиях (в частности, у древних греков) Мать-Природа постепенно превратилась в Мать Зверей (процесс, отражающий отделение человека от природы), а затем стала богиней леса и охоты. В патриархальной культуре Европы, истребляющей и насилующей всякую природу, Мать-Природа слилась с демонической Лилит. Так возник зловещий образ ведьмы - символ опасности, исходящей от природы.
В связи с этим трудно представить, что третий символический аспект Матери - Священная Мать, личная святыня любого мужчины, персонифицированная в христианском образе Богородицы - мог каким-либо образом возникнуть из второго. Священная Мать - это символ места женщины в патриархальной культуре, строго ограничивающий ее функции. Женщина должна рожать сыновей - таково истинное значение этого символа. Все прочее считается не только излишним, но и достойным порицания. И недаром христиане так настаивают на том, что зачатие Богоматери было непорочным (т. е. произошло неполовым путем). Тем самым идея материнства очищается от любых связей с сексуальностью - вещь, совершенно немыслимая в природе, но практически достигнутая в европейской культуре, где любовь в значительной степени отделена от эротики, а эротика - от деторождения.
Поэтому довольно характерно, что символ Священной Матери пользуется особенной популярностью в странах, где женщина занимает наиболее приниженное положение. Здесь, в частности, можно вспомнить и культ Богоматери в латиноамериканских странах, и несколько демонстративное почитание матери у турок и азербайджанцев, и даже многочисленные «стихи о матери», принадлежащие перу советских поэтов. Священная Мать - источник «чистого» (т. е. несексуального) тепла; Священная Мать противостоит бесчисленному сонму демонических женщин, которые стремятся отобрать тепло у ее сына и погубить его. Современные психиатры склонны считать такой символический ряд одним из так называемых «шизофреногенных факторов».
И, наконец, четвертый символический аспект Матери - источник, исходная форма, основная часть какого-либо явления, предмета или устройства. Здесь можно вспомнить и о «материнских клетках» в биологии, и о «материнской плате» компьютера, и о «маточном растворе» в промышленной химии, и о «материнских и дочерних предприятиях», и о том, что «лень - мать всех пороков». Да и само слово «материя», очевидно, не случайно имеет созвучие со словом «мать». Этот аспект наиболее абстрактен; Мать здесь символизирует пассивное порождающее начало, преображаемое вмешательством активного.