Символ Осина
Осина относится к семейству тополей и знаменита своей «дрожащей», трепещущей на ветру листвой. В силу этой особенности осину считают символом страха и нерешительности. По представлениям древних греков, осина растет в подземном царстве - отсюда ассоциации с похоронами и поминками. Кроме того, в осине видели олицетворение лихорадки (листва дрожит, как охваченные лихорадкой больные), а потому и использовали ее как целебное средство.
Распятие, 1501-1503
Джованни Беллини
Осина в христианстве
В христианской традиции осина ассоциируется с Христом в двух преданиях: по первому ее листья начали неудержимо дрожать (и с тех пор никак не могут остановиться), когда она услышала, что из нее будет сделан крест для распятия Христа; во втором - осина была проклята и обречена на вечное дрожание, поскольку не склонила вершину в момент распятия. В христианской символике осина, таким образом, олицетворяет стенания, стыд.
Поскольку в Европе вообще и у славян в частности осина считалась нечистым, нехорошем деревом, после принятия христианства ее репутация осталась прежней. Осина в народных представлениях стала проклятым деревом, поскольку якобы из нее был сделан крест и гвозди, которыми распинали Иисуса Христа. Это растение является единственным из деревьев, которое не признало Иисуса Христа во время его бегства в Египет и не склонилось перед ним, дрожа от жалости и сострадания. Прутья, которыми бичевали Спасителя, также были изготовлены из этого дерева, В Средние века верили, что у осины красная древесина потому, что она якобы напилась крови Спасителя. Несмотря на то что осина не растет в Палестине, не менее стойким было и поверье, согласно которому Иуда также повесился на осине. Поэтому в этом качестве осину часто использовали для казни преступников.
Осина и темные силы
В сознании древних европейцев осина была прочно связана с вредоносными магическими культами и темными силами зла. Осину не только не использовали при строительстве, но не сажали рядом с домом и вырубали, если она росла поблизости жилья. Более того, под это дерево нельзя было прятаться во время грозы. Как топливо ее использовали только ведьмы, чтобы варить свое колдовское зелье, чтобы изводить и портить скотину. По славянским поверьям, в зарослях осины водились черти и прочая нечисть.
Славяне, балты, германцы и кельты считали осину проклятым деревом, что иногда связывалось с ее бездействием во время сотворения мира, когда другие растения и животные выполняли порученную Богом работу. В литовской и латышской традиции существует поверье, согласно которому нельзя прятаться от грозы под осину, потому что именно в ее стволе сидит черт, за которым охотится бог грома Перкунас.
Однако при этом осина была могучим средством борьбы с нечистыми. Залом на этом дереве мог защитить от русалок и ведьм. Пойманному вурдалаку вбивали в тело осиновый кол, чтобы он больше не вставал из могилы и не пил кровь живых людей. Тела убитых колдунов и утопленников сжигали на кострах из осиновых поленьев. Считалось, что это не позволит им вредить людям с того света. Славяне верили, что, очертив вокруг себя круг осиновым прутом, можно спокойно ночевать в лесу, не опасаясь козней лешего. Также на осину переносили болезни, закапывая под ней вещи больного и обещая дереву не наносить ему вреда.
В белорусских преданиях на огне из осиновых веток ведьмы готовили вредоносные снадобья, которые позволяли им превратиться в волка пли стать невидимыми. В белорусском языке есть слово «пярэвара-цень», которое означает колдуна, который для того, чтобы обратиться в волка и вредить людям, иногда переворачивался через пять осиновых колышков или пень этого дерева.