Символ Оружие

http://s7.uploads.ru/E72jn.jpg
Внутри общего символизма борьбы героя оружие является необходимым дополнением к его действиям. Как существуют разные виды монстров, так и существуют разные виды оружия. Следовательно, оружие, использованное в мифологической битве, характеризует как героя, так и врага, которого он пытается уничтожить. Поскольку с точки зрения чисто мифологической интерпретации символа враг обозначает силы, угрожающие герою извне, оружие становится выражением состояния конфликта (крылья Икара, меч Персея, дубина Геркулеса, посох Эдипа, трезубец Посейдона, молния Зевса).
Подводя итог, Юнг замечает, что «оружие является выражением воли, направленной на разрешение конфликта».

Давая совет, как христиане должны встретить врага, апостол Павел обращается к ним:

«Наконец, братия мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его;
Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских;
Потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных.
Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолевши, устоять.
Итак, станьте, препоясавши чресла ваши истиною, и облекшись в броню праведности,
И обувши ноги в готовность благовествовать мир;
А паче вдето возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого;
И шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть слово Божие» (Еф., 6: 10-17).

Ефрем Сирин приводит следующую интерпретацию аллегорий апостола Павла: шлем — надежда, препоясание чресел — милосердие, обувание ног — скромность, щит веры — крест, поклон — молитва, меч духовный — слово Господа.

Интерпретируя символику оружия, Диль также подчеркивает его моральное значение. Он замечает, что «с помощью волшебного оружия, данного герою богом, он обретает сверхъестественную силу».

Данная символика широко представлен в мировом фольклоре. В христианском эпосе в роли оружия могут выступать крест, посох, шляпа и другие христианские символы. Поединок в этом случае трактуется как победа над соблазном или кознями нечистой силы в соответствии со служением высшим духовным целям" и своему предназначению. Следовательно, оружие символизирует силу веры, очищения и возвышения, в отличие от чудовищ, которые обозначают низшие силы. Вот почему в мифах и легендах предметы, принадлежащие героям, святым и демиургам, облекаются самостоятельной волшебной силой, о чем сигнализируют их собственные имена (Эскалибур, меч Артура, Мьёлльнир, молот Тора, и жезл Моисея).

Кроме этого общего символизма, существует символика отдельных видов оружия, которая усиливается посредством материала, из которого они изготовлены. Скажем, стрелы, бола южноамериканских индейцев и гаучо, а также праща ассоциируются с воздухом, копье с землей, меч с огнем, трезубец с морскими глубинами.

Дальнейшие значения основываются на определенных группах оружия, обладающих определенным статусом или предназначением: скипетр, булава, дубинка и кнут как признаки царской власти; копье, кинжал и меч как оружие рыцаря; нож и кинжал как секретное оружие и, в некоторой степени, базовое. Молот (Тор) и сеть (Ран) считаются оружием богов. Список можно продолжить. Сравнение между отдельными символическими степенями оружия и юнговскими архетипами позволяет вывести следующие соответствия: тень (нож, кинжал), душа (копье), мана (булава или палица, сеть, кнут), собственная личность («самость» — меч).

На основании этой взаимосвязи М. Шнайдер установил, что битва с помощью копья против меча означает противопоставление неба и земли. С другой стороны, дальнейшее специальное значение относится к мечу как «оружию спасения», что связано со средневековыми ритуалами и с церемониями, более возвышенными по результату. Уничтожающее оружие типа булавы обозначает скорее именно разрушение, чем победу.