Культ Оргия

http://s7.uploads.ru/bxzU7.jpg
Культ Оргия

Оргия — это воспроизведение (в то же время рассматриваемое как заклинание) первоначального хаоса, когда все формы и явления сосуществуют, когда они становятся неразличимыми. Оргия отменяет все границы, смешивает (латинское «сатура» — смесь, отсюда сатира) структуры путем инверсии социальной сферы, соположения противоположностей и высвобождения страстей — даже в их деструктивном аспекте. Подобно тому, как зерно разлагается в земле, чтобы явить на свет новое растение, социальные формы также разлагаются, чтобы возродиться обновленными. Оргии обычно соотносились с временем, предшествующим творению цельного мироздания, с первоначальным illud tempus («время оно»).

Цель оргий — единение с божественным, священное исступление, выход за пределы собственной природы. Оргия выражает неизбывное стремление к трансгрессии, приближающей человека к священному; по этой причине практически универсальными атрибутами оргии выступают употребление различных наркотических средств (прежде всего алкоголя), сексуальная разнузданность, всевозможного рода эксцессы, травестия. Возникновение оргиастических обрядов связано со становлением земледелия: ритуальные оргии отражают стремление содействовать производительным силам природы и обычно проводятся в особо важные периоды земледельческого календаря, во время посева или вызревания урожая.

С другой стороны, во многих обществах известны и другие мотивации. Так, например, обряды перехода, такие, как инициация, нередко включают оргиастические элементы; то же самое верно и для праздников, фиксирующих границу временного цикла. И в том и в другом случае перед нами образы переходного периода, во время которого границы явлений нарушены и правит хаос; только после его заклинания-преодоления может быть восстановлен порядок.

Наиболее ярким примером оргиастического культа может служить появившийся в 6 веке до нашей эры (возможно, раньше) в Греции культ бога Диониса, пришедший, вероятно, из Фракии и Фригии. Во время посвященных Дионису оргиастических обрядов (оргий) участвовавшие в них женщины — менады под воздействием музыки, танцев и вина впадали в состояние неистовства и одержимости, разрывая на куски тело жертвенного животного (олицетворявшего самого Диониса Загрея) и поедая его. Эти ритуалы позволяли менадам преодолевать границу, отделяющую их от мира сакрального, и безоговорочно отдавать себя во власть могущественных сил, превосходящих ограничения времени и пространства и приобщающих их к вечному и бесконечному божественному началу. В космическом плане эта трансгрессия была необходима для того, чтобы вернуть миру неисчерпаемую и неимоверную жизненную, производящую силу изначального хаоса.

Сходным образом римские оргии — сатурналии, в качестве своеобразного отклика на «зов хаоса», предполагали отмену всех норм, смену ценностей (например, с женщинами обращались как с куртизанками), вседозволенность, буйство, слияние всех форм общественной жизни в некое хаотическое единство. В эпоху средневековья оргиастические обряды, утратившие свое значение в сфере религии с утверждением христианства, были трансформированы в рамках карнавальных празднеств; последние, впрочем, регулярно осуждались представителями церкви и не имели легального статуса.