Образ Потоп
Потоп, фреска, роспись
Сикстинской капеллы
Микеланджело Буонарроти
Образ вселенской катастрофы, который может рассматриваться в контексте лунарной символики (не в последнюю очередь по причине связи луны с перемещением водных масс) как предполагающей чередование стадий бытия и небытия. Потоп воспринимается как часть космического ритма, олицетворяемого лунным циклом: старый мир затапливается водами, а затем из них рождается новый. Мифы о великом потопе широко распространены в Евразии и Америке.
Древнейший известный миф о потопе — шумерский, который лег в основу позднейших вавилонской и библейской легенд. В этих (и в некоторых других) традициях потоп осуществляется богами с целью уничтожить первоначальное население земли, тем или иным образом не угодившее божественной воле, и является своего рода искуплением водой, после которого на свет является новый мир.
В китайской традиции миф о потопе приобретает несколько отличный от ближневосточной и греческой версий характер: потоп выступает как естественное природное явление, не обусловленное грехами людей; тема потопа рассматривается в контексте землеустрояющей деятельности.
В различных традициях причиной потопа может быть также одряхление мира: деградирующий мир должен обновиться, и наилучшим способом для этого является его погружение в воду, как стихию, осуществляющую растворение всех форм и их последующее новообразование.
Аналогом потопа на уровне микрокосма является христианское таинство крещения.