Знаки Письмена
Символическое значение за знаками письма закрепляется во всех письменных традициях; различного рода графические символы выполняют важную роль в мифо-поэтических системах (в связи с их функцией трансляции «памяти»). По этой причине они нередко наделяются статусом сакральных; выделяется также особый разряд людей, которые их используют. В исламе и иудаизме письменный текст (Священное Писание) считается предвечным, существовавшим до сотворения мира. В одном из текстов египетской традиции, которая весьма чтила письменное слово, говорится: «Мудрые писцы не строили себе пирамид из меди и надгробий из бронзы... их пирамиды — книги поучений, их дитя — тростниковое перо, их супруга — поверхность камня... Написанное в книги возводит пирамиды в сердцах тех, кто повторяет имена писцов, чтобы на устах была истина». У многих народов письмо понимается как дар богов; так, например, египтяне верили, что иероглифы изобрел бог Тот. В индуистской традиции сходная роль отводилась богине мудрости Сарасвати.
Боги, покровительствующие письму, наделялись также отчасти функцией властителей судеб человеческих. Также существовали представления о книгах судеб (к примеру, в Китае, где считалось, что такие книги хранятся в загробном царстве).
У некоторых народов существовали «священные» письмена; типичный пример — египетские иероглифы (священное письмо), отделяемые от обычных вариантов алфавита. Буквы многих алфавитов имеют численные соответствия (от греческого и, ранее, финикийского алфавита). В целом символика букв рассматривается через обозначаемые ими звуки, которые, в свою очередь, становятся олицетворением космических сил. Буквы алфавита играют важную роль у гностиков и в мистериях культа Митры, в каббале и арабской мистике; в европейской алхимии буквы также наделены собственной символикой.
Колдовской рунический апфавит Современный оккультный алфавит
В каббале буквы алфавита, которые признаются адекватными транскрипциями звуков языка, превращаются в инструменты творения после определенных спекулятивных манипуляций с ними, связанных с их графической формой либо с теми или иными сочетаниями. Основная идея всех этих построений заключается в том, что речь (то есть язык, состоящий из слов, которые, в свою очередь, состоят из букв/звуков) является не только средством общения, но и инструментом, предназначенным для сотворения бытия — то есть она имеет онтологическое значение. Это значение, однако, не распространяется на все формы языка, но характеризует исключительно еврейский язык, Каббала, опираясь на библейское изречение: «И сказал Бог: да будет свет; и стал свет», полагает, что сила веления Господа исходила от букв в словах. В трактате «Сефер Йецира» («Книга творения»), написанном около 4 века, говорится, что Яхве сотворил мир с помощью десяти основных чисел и 22 букв еврейского алфавита.
«Двадцать две основные буквы: Бог их нарисовал, высек в камне, соединил, взвесил, переставил и создал из них все, что есть, и все, что будет». Каждая буква управляет определенной стихией или качеством и использовалась для сотворения различных объектов. Буква каф, к примеру, управляет жизнью; она послужила для сотворения солнца в мире, среды в неделе и левого уха в теле. Каббала выдвигает учение о сокровенном значении каждой буквы еврейского алфавита; в свете этого учения названия букв — это аббревиатуры обладающих высшей ценностью утверждений.
Для расшифровки тайных смыслов Писания каббалисты применяют различные герменевтические и криптографические приемы: чтение священных текстов по вертикали, поочередное чтение строк слева направо и справа налево, замена одних букв алфавита другими по определенному принципу и т. п. В качестве наиболее распространенного приема экзегетического толкования священного завета в средневековой каббале применялась гематрия, обращение к числовым значениям букв. Например, в Бытии повествуется о том, что во сне Иаков увидел лестницу, восходившую от неба до земли. Поскольку числовое значение букв этого слова (суллам) равно 130 и совпадает с числовым значением слова Синай, делался вывод, что законы, явленные Моисею на горе Синай, выступают как средство достижения человеком небес.
Можно привести пример графологических изысканий в исламской традиции. Буква алиф, первая в арабском алфавите, имела числовое значение 1 и символизировала единство и единственность Аллаха; буква ба имела числовое значение 2 и являлась первой буквой Корана, символизировала творческую энергию. Буква ха, имевшая числовое значение 5, начинала слово хува (Он) как выражение абсолютной, трансцендентальной природы Аллаха. Буква мим, имевшая числовое значение 40, выступала в качестве символа человеческой природы (40 дней покаяния, траура, поста в исламе), возможна также ссылка на то, что между Аллахом (1) и человеком пролегает 40 ступеней.
В скандинавской мифологии руны наделялись определенным символическим смыслом и использовались в качестве талисманов. Именно руны получает Один после своего «жертвоприношения» на дереве Иггдрасиль, чтобы познать тайны мира. Норны, богини судьбы, при рождении человека вырезывают руны, определяя его судьбу (ср. русское «на роду написано»; аналогичное представление имеется и в других культурах).