Тотем Петух
Петух
Петух связывается с солнцем, огнем, возрождением. Он выступает в качестве символа рассвета, пробуждения, активности, бдительности. Считается, что рассветное пение петуха отгоняет нечистую силу. В Древней Греции посвящался Асклепию (что актуализирует в его образе тему смерти и возрождения); связан одновременно с солнцем (красный; посвящался Фебу, богу солнца) и с подземным миром (черный, приносился в жертву Гадесу, богу аида).
Подобная амбивалентность значения, охватывающего и жизнь и смерть, обусловливает тот факт, что петух выступает символом сексуальной потенции. В Китае возник образ «небесного петуха», птицы рассвета.
У него золотые перья, три лапы, он гнездится на дереве фусань, которое растет в стране зари. Трижды в течение дня поет он: когда солнце купается поутру в водах океана, когда оно находится в зените и когда опускается на западе. Этот петух считается предком ян, мужского начала вселенной. Кроме того, изображение красного петуха использовалось в Китае в качестве оберега от огня.
Петух связывается с солнцем как всевидящим и всеведающим светилом и по этой причине используется во многих мантических традициях, а также считается бдительным стражем; его изображения помещались на крышах домов, на флюгерах, на ларцах с драгоценностями.
В христианстве особая роль петуха обусловлена евангельским эпизодом о его рассветном пении, которое вызвало раскаяние у отрекшегося от Христа Петра. Изначально рассматривавшаяся в качестве знака раскаяния, позднее в средневековой традиции фигура петуха трактуется как образ бдительности, бодрствования духа, устремления к нетленному и незыблемой силы духовного. Он стал символом просветления, поскольку пробуждается на рассвете и приветствует солнце — Христа. Его изображения помещались на флюгере либо шпиле высокой башни или ратуши. В то же время петух, в особенности черный, иногда считался символом дьявола. Согласно Зогару, петух поет трижды перед смертью человека. Петух - знак приближающейся смерти у таких разных народов как якуты и сваны.