Образ Рай
Иероним Босх
Рай и Ад
Парадиз (греч.), парк, сад как образ идеального места жизни для человека. Происхождение русского слова связывают с древнеиранским словом «отовсюду отгороженное место», с авест. словом «богатство, счастье». Место вечного блаженства и пребывания с Богом. В Коране рай - джанна - сад вечности, сады благодати помещаются на разных небесах. Там реки из воды, молока, вина и меда.
В Евангелии Рай - это синоним для Царства Иисуса. Рай описывается как состояние, которого достигает человек, «в теле, или вне тела: Бог знает» - это «восхищение в рай», при котором он слышит «неизреченные слова», «которые человеку нельзя пересказать». В Библии помещен на востоке: на земле локализуется в Месопотамии, на небе - там, где восходит солнце. Блейк помещал рай на севере. В мифе об Атлантиде рай помещается на западе, что ассоциируется с Золотым веком. Рай понимается как «хорошее место»: согласно Библии - сад, в Апокалипсисе - город: Небесный Иерусалим, в «Книге Еноха»- небеса, лицезреющие деяния человеческие.
У Данте рай - это видение Троицы. Включает символизм Царства Божия, мистического брака, брачного пира, Золотого века, философского камня, алхимического золота, Центра, Эдема, дерева, четырех рек.
В самом общем виде рай выступает символом центра, к которому стремится дух человека. В социокультурном аспекте рай, подобно золотому веку, воплощает мечту о совершенном обществе и мире. Золотой век античной мифологии — это и есть рай, локализованный во времени, а не в пространстве (впрочем, считалось, что он все еще царит на неких недостижимых островах блаженных, где правит Кронос, Сатурн).
Аналогом этой мифологемы в средневековой традиции выступает «потерянный рай», Помимо обозначенных выше образов, можно отметить такие области мистической «географии», как Эльдорадо, Туле, Шамбала.