Знак Разлом
Джорджоне
Гроза
Общая символика любого состояния или формы материи обозначает умственный, духовный или физический мир, соответствующий данному физическому явлению. Символика разлома четко показывает эту параллель между видимым и невидимым. Так, сломанная колонна скорее соотносится с идеей разлома, чем упоминание о самой колонне как символическом выражении и точном обозначении пораженного дерева.
Обугленное дерево, ржавое железо, покрытые лишайником скалы неприятны людям прагматического склада, в то время как те же самые предметы весьма привлекательны для личностей романтического плана — просто потому, что символизируют «соединение противоположностей» или взаимодействие позитивных и негативных сил.
Перелом может достичь крайности, когда разлом доходит до стадии абсолютного разрушения, то есть символизирует физическую или духовную смерть. («Падение дома Эшеров» Эдгара По).
В мистической картине Джорджоне «Гроза» показаны две разбитые колонны, стоящие на пьедестале, что, в соответствии с интерпретацией 3игмунда Фрейда, должно означать высшую точку сексуального конфликта. Но мы будем рассматривать изображения как иллюстрацию разлада единства.
Данная интерпретация, вероятно, подтверждается и тем, что мужчина пространственно отделен от женщины. Он находится на левой задней части картины, выражая непостоянство желаний, в то время как женщина изображена с правой стороны, - между ними протекает ручей. Вспышка молнии имеете с двумя изображениями колонн показана выше. Таким образом, все физические объекты картины символизируют разрушение и разъединение.
Встречаются и примеры, когда разлом может иметь и другой смысл, скажем обозначая возможный путь к бегству. В римском Flamen Dialis не разрешалось завязывать никаких узлов на одежде, равно как и перевязывать то, что раскололось. Узлы и браслеты, ленты или ожерелья В данном случае могли символизировать различные виды связи, которые, прежде всего, устанавливает священник.